На официальном портале нормативных правовых актов размещен проект приказа.
Минэкономразвития, в котором обозначены индикаторы риска нарушения туроператорами требований отраслевого закона. Они могут стать основанием для проведения внеплановых проверок при осуществлении государственного надзора за деятельностью турфирм.
К индикаторам риска нарушения требований закона отнесены:
- установление туроператором стоимости турпродукта на 30 и более процентов ниже в сравнении со средней рыночной стоимостью аналогичного турпродукта;
- наличие в интернете информации о реализации турпродукта юридическим лицом, не состоящим в едином реестре туроператоров.
Проект приказа, на первый взгляд, обнадеживает – министерство начинает бороться с заниженными ценами и намерено зачистить серый сегмент рынка. Но одновременно возникает ряд вопросов.
Что такое средняя цена турпродукта, как ее определить? С одной стороны, практика показывает, что именно компании, предлагающие подозрительно низкие цены на туры, зачастую или банкротятся, так как оказываются не в состоянии покрыть свои расходы, или же просто исчезают с деньгами туристов после того, как привлекут клиентов большими скидками. Поэтому предоставление скидок в размерах, заведомо превышающих экономически обоснованные и разумные с точки зрения ведения бизнеса, должно являться для туристов указанием на возможную ненадежность такой компании. Однако среди туристов находится немало желающих сыграть в «русскую рулетку» в погоне за экономией.
С другой стороны, на себестоимость в турбизнесе влияют многие факторы. У крупных туроператоров есть свои авиакомпании, отели, автобусы. Или, как принято говорить, свои договоренности с партнерами. Как же определить, что туроператор демпингует?
Мы обратились за разъяснениями к руководителю юридического агентства «Персона Грата», главе комиссии по правовым вопросам РСТ Георгию Мохову. По его словам, разработка индикаторов входит в систему применения рискоориентированного подхода при проведении государственного надзора. Определение средней рыночной цены достигается путем предварительного анализа сходных предложений по составу, месту и периоду оказания туруслуг.
«Для оценки подобных индикаторов и выявления отчетливых отклонений от нормы необходима постоянная экспертиза ценовых предложений, конечно же, с учетом динамического ценообразования, – отметил г-н Мохов. – Однако снижение стоимости не всегда свидетельствует о финансовых рисках, это может быть сезонное спецпредложение, акции перевозчиков или маркетинговое решение». Впрочем, подчеркнул эксперт, любые оценки всегда субъективны, тут главное, кто проводит анализ, какими методами.
«О противодействии демпингу и нелегальной туроператорской деятельности сам турбизнес просил не раз. Так что позиции РСТ этот курс соответствует. Но предлагаемых мер недостаточно и осуществить их без участия Роспотребнадзора будет непросто, особенно по второму пункту приказа, – сказал RATA-news почетный президент РСТ Сергей Шпилько. – Число нормативно-правовых актов по регулированию туроператорской и турагентской деятельности растет. Пора придать этому процессу более системный характер, представив проект ее концепции самому турбизнесу».
У Георгия Мохова по второму индикатору возник вопрос. «Минэкономразвития имеет полномочия по надзору за деятельностью туроператоров, то есть юридических лиц, обладающих этим юридическим статусом, а значит включенным в федеральный реестр. Проводить проверку деятельности юрлиц, не являющихся туроператорами, министерство не вправе, чтобы это делать, необходимо расширить его полномочия», – отметил эксперт.
У RATA-news тоже есть вопрос по второму пункту. В последнее время активно говорят о том, что фингарантии практически невозможно получить и что государство фактически само расширяет серую сферу турбизнеса. Об этом, в частности, шла речь на недавнем онлайн-совещании руководства РСТ. А судя по проекту приказа, Минэкономразвития планирует санкции в отношении турфирм, работающих вне реестра.
Хотя г-н Мохов сомневается насчет санкций. По его мнению, опубликованный документ – скорее формальность. По закону о государственном надзоре в любой отрасли должны быть индикаторы, вот их и установили. «Но вполне возможно, что со временем будет выстроена система надзора и контроля с учетом рыночной специфики, тем более что в департаменте туризма министерства есть соответствующее подразделение по надзору за деятельностью туроператоров в сфере выездного туризма», – подчеркнул Георгий Мохов.
Фотто: business-magazine.online