15 августа на портале HotLine.travel одна из российских «самостоятельных» туристок, пытающаяся вернуться из Сицилии, сообщила, что авиакомпания New Livingston S.p.A. готова вывезти пассажиров Wind Jet, но стоимость перелета составит примерно 340 евро. Для сравнения: билет Wind Jet стоил около 250 евро. Она также заметила, что посольство России пока никакой помощи туристам не оказывает. Многих пострадавших волнует вопрос: как вернуть деньги за «сгоревшие» билеты, а, выражаясь канцелярским языком, за неоказанную услугу? Опрошенные «БАНКО» эксперты кредитного рынка рассказали, что нужно прийти в банк, выпустивший кредитную карту, с которой произведен расчет, и написать заявление на операцию chargeback (типовая форма должна быть в банке). Кредитное учреждение обязано принять это заявление. В случае отказа следует написать жалобу в Роспотребнадзор.
Учитывая, что банк не благотворительная организация, для возврата денег им необходимо иметь документальное подтверждение факта «неоказания услуги». Это может быть заявление самого Wind Jet или официальное сообщение от авиавластей Италии. На основании документа банк-кардхолдер «взимает» средства у банка-эквайера (он осуществляет перечисление на расчетный счет торговой точки денежных средств за товары и услуги, оплаченные по карте, а также отвечает за возмещение средств торговым точкам, в которых оплачивались товары или услуги с помощью карт). А уже дальше – проблемы межбанковских взаимоотношений. Вроде все просто. Но есть одно существенное уточнение. Chargeback проводит банк, выпустивший карту, и «добро» на проведение данной операции дается на усмотрение учреждения. Практика показывает, что российские кредитные институты возмещают убытки своих клиентов без особого энтузиазма. Вообще, процедура возврата денег регулируется правилами Международных платежных систем. К слову, «неоказание услуги, оплаченной кредитной картой» не является страховым случаем. Страхуют только риски от мошенничества и несанкционированных транзакций.