Держи карман... уже!

В то время как обслуживающие гостей города гиды кричат караул по поводу карманных краж, представители правоохранительных органов северной столицы сохраняют спартанское спокойствие. И не скрывают: жить с этой проблемой придется и дальше.

5 сентября в нашей газете было опубликовано письмо одного из гидов-переводчиков Петербурга, в котором специалист без обиняков заявлял: в этом сезоне карманники настолько обнаглели, что, никого не опасаясь, орудуют во всех посещаемых туристами местах. «Средь бела дня они бьют, угрожают и грабят наших гостей: это происходит повсеместно и каждый день» - так описывалась ситуация. И мы решили в ней разобраться.

Согласно статистическим данным, в Петербурге в среднем ежемесячно регистрируют около 150 преступлений, квалифицируемых как карманные кражи. При этом любой мало-мальски сведущий специалист утверждает, что в реальности их в несколько раз больше - значительная часть пострадавших даже заявлений не пишут.

В конце августа Максим Вайсберг, начальник 9-го отдела оперативно-разыскной части уголовного розыска № 2 регионального главка МВД России, сообщал, что за семь месяцев нынешнего года в городе зарегистрировано 1024 карманные кражи. «Из них 211 раскрыто, 196 материалов направлено в суд, а 21 уголовное дело закончено», - отмечал он. Чтобы понять динамику проблемы, сравним эти цифры с официальной статистикой пятилетней давности. За семь месяцев 2012-го в северной столице было зарегистрировано 490 карманных краж, а раскрыто - 178. Причем с поличным тогда удалось задержать 74 вора и пресечь деятельность девяти преступных групп. Несложные подсчеты показывают, что раскрываемость у нас выросла на 18,5%, а вот количество таких преступлений (во всяком случае зарегистрированных) - в два с лишним раза.

Сравним эти цифры со статистикой в других крупных туристических центрах. Согласно недавно обнародованным данным Московского уголовного розыска, за те же семь месяцев в целом по столице зарегистрировано около 6 тысяч карманных краж, по результатам расследования которых в суд направлено 330 уголовных дел. Причем только в московском метро зарегистрировано 909 карманных краж, из которых раскрыто 135.

Выходит, у нас дела обстоят получше. Только вот «обнесенным» туристам от таких сравнений не легче. Когда читаешь сообщения по данной теме в одной из социальных сетей, понимаешь: карманники чувствуют себя в Питере как у себя дома.

«Мы знаем их в лицо» - с этой фразы начался мой разговор с гидами-переводчиками, согласившимися обсудить проблему карманных краж у туристов. «Многие годы мы встречаем одних и тех же карманников, которые, будучи уверены в своей безнаказанности, промышляют на прежних местах. И теми же методами», - сказал один из собеседников.

Кому интересно - почитайте сообщения на тему «Осторожно, воры!» по адресу https://vk.com/topic-8854-4512516, которая заведена больше девяти лет назад. Здесь больше сотни страниц - а суть сообщений - что девять лет назад, что сейчас - не меняется. Грабят! В Эрмитаже. У Спаса-на-Крови. На Певческом мосту. На Московском вокзале. На Невском проспекте. В наземном транспорте и музеях. В гостиницах, метро и на улице... Но если раньше карманные кражи были скорее преступным искусством одиночек, то теперь нередко орудуют бригады, которые разыгрывают целые спектакли. Задача у них прежняя, но из «чистых» карманников они порой уже превращаются в разбойников...

Происходит это так. Пара пожилых иностранцев из Эрмитажа вместе с гидом идут к Певческому мосту, где их ждет автомобиль. Внезапно на них налетает группа «продавцов» сувениров, которая назойливо пытается всучить какие-то открытки и шапки-ушанки. Несмотря на отказ, туристов толкают и препятствуют их движению. Через минуту-другую «продавцы» все же отстают, а гости обнаруживают отсутствие бумажников... И вариантов тут множество.

«В то время как я наблюдал развод мостов около Эрмитажа в ночь с 30 на 31 августа, меня ограбила группа злоумышленников из пяти-шести человек, среди которых была женщина, - делится один из пострадавших. - Она изображала, будто испытывает сильную боль, а остальные вроде бы стремительно выводили ее из толпы, кричали и толкали меня, при этом незаметно вынув мой кошелек».

«А у моего туриста у Спаса вытащили кошелек, - пишет гид. - Иностранец размером с медведя кошелек отбил и спрятал к себе в рюкзак: он был очень горд собой. Но через какое-то время у того же Спаса кошелек у него из рюкзака опять «дернули». И уже с концами...».

«Мы прекрасно понимаем, что побороть этот вид преступности полностью вряд ли возможно, - говорит председатель правления Содружества гидов-переводчиков и экскурсоводов Петербурга Светлана Иванова. - И если поймать одного карманника, завтра на его месте появится другой. Избавиться от них можно только одним способом: не давать им «работать», всячески препятствуя осуществлению преступных замыслов. И если действовать сообща, системно, добиться этого можно».

Однако для того чтобы «закрыть» весь город, усилий немногочисленных сотрудников отдела карманных краж здесь явно недостаточно.

«Наш город красивый, но не абсолютно безопасный» - так охарактеризовала ситуацию на состоявшейся на днях встрече с гидами старший оперуполномоченный по особо важным делам профильного отдела регионального главка МВД Ольга Полякова. И подробно рассказала, как надо предотвращать кражу и что делать, если она все же случилась.

А как действуют при этом сами оперативники? «14 октября 2017 года в Казанском кафедральном соборе сотрудники полиции с поличным задержали 35-летнего гражданина, подозреваемого в похищении фотообъектива стоимостью свыше 153 тыс. рублей. Похищенное изъято. Возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного частью 2 статьи 158 УК РФ («кража»)» - так коротко описывают подобные дела в полицейских сводках. Однако зачастую игра в кошки-мышки, которая все время идет между хорошо знающими друг друга в лицо карманниками и оперативниками, заканчивается без нужного обществу результата. Полицейские не без оснований сетуют на прорехи в законодательстве и то, что далеко не все, кто должен им помогать, это делают.

Чтобы карманник сел, нужны пострадавший, преступник и похищенное. Если одно из этих звеньев выпадает, посадить злоумышленника крайне трудно. По оценке Максима Вайсберга, из всех задержанных за карманные кражи только около 50% отправляются в колонии - максимум на срок 5 лет, который в реальности зачастую снижается до года-двух. Оставшимся дают условный срок. А в последнее время ряд дел завершается и примирением сторон в суде.

Вор, совершивший несколько ходок в колонию, но упорно возвращающийся на «хлебное» для него место, - в Петербурге не в диковинку.

В следующем году, когда в Петербурге состоятся игры чемпионата мира по футболу, к нам в гости приедут еще больше туристов. И, скорее всего, вместе с ними пожалуют «залетные» (в том числе заграничные) карманники. Они знают: в толпе, разгоряченной футболом, «сработать» клиента еще проще. Есть ли гарантии «карманной» безопасности гостей чемпионата? На этот вопрос специалисты предпочитают не отвечать. Либо честно признаются, что гарантировать сохранность всех кошельков, сумок и объективов во время ЧМ-2018 никто не может.

А может, стоит принять экстраординарные меры, аналогичные тем, что когда-то сопровождали Олимпиаду-1980?..

Фото: Ведомости

Размешение Ваших турновостей на Pitert.Ru    Турновости, канал @pitertru в Telegram

Другие новости по теме «Безопасность»

Март 28, 2024 - 12:28

Да, я была в Крокусе. И надо сказать, моя прокаченная интуиция четырежды кричала: «не ходи».

 

Март 25, 2024 - 06:43

Съезд регулярно объединяет на своей площадке представителей науки, руководителей медицинских учреждений, практикующих специалистов из государственных и частных клиник, лучших экспертов отрасли.

 

Февраль 19, 2024 - 05:51

В связи с многочисленными обращениями росграждан по поводу инцидента с тремя девушками в отеле г. Хабарадувы, а также в свете опубликованного комментария Посольства, сообщаем, что ситуация в Шри-Ланке стабильная и не несет угрозы жизни и здоровью туристов.

 

Февраль 18, 2024 - 14:25

Посольство России на Шри-Ланке призвало россиян, проживающих в государстве, вернуться домой — все из-за домогательств местных в отношении девушек с паспортом РФ.