18 декабря Росавиация опубликовала материалы по итогам Международной конференции «Безопасность пассажиров и экипажа на борту воздушного судна», прошедшей в конце ноября.
В докладе IATA содержится призыв пересмотреть положения Токийской конвенции 1963 года. В частности, требует уточнения определение, какого пассажира считать агрессивным; отмечается недостаток классификации противоправных действий, а также тот факт, что речь идет о нарушениях только в воздухе, тогда как инциденты на борту случаются и до взлета, и после посадки. Кроме того, предполагается наделить командира ВС дополнительными полномочиями, причем и он, и члены экипажа «не несут ответственности ни при каком судебном разбирательстве по поводу обращения с лицом, в отношении которого были предприняты… действия». А главное, конвенция наделяет юрисдикцией только государство регистрации, которое не всегда совпадает с государством эксплуатанта (до 40% ВС находятся в лизинге) и государством посадки.
Приводится также статистика правонарушений по трем российским авиакомпаниям. «Аэрофлот» зафиксировал за десять месяцев 2013 года 13 тыс. 756 нарушений, причем наибольшее их число – на рейсах в Гавану и Бангкок; «Трансаэро» – 3104, причем 51 инцидент повлек отказы в обратной перевозке и снятие дебошира с борта; UTair за девять месяцев насчитал 398, по шести эпизодам были заведены материалы об административном правонарушении.
«Законодательная база в РФ не соответствует серьезности и тяжести проблемы деструктивного поведения на борту ВС. Отсутствует механизм предъявления претензий от лица авиакомпании к пассажирам-нарушителям», – резюмируют представители «Аэрофлота». По итогам конференции составлен протокол, в котором в очередной раз отмечается необходимость изменений сразу в нескольких федеральных нормативных актах, в том числе в Уголовном кодексе.
Эксперт Комитета по транспорту Госдумы, руководитель портала «Авиа.ру» Роман Гусаров не видит перспектив законодательных изменений в ближайшее время. «Все происходит очень медленно. Даже реализация такого важнейшего проекта, как «Дорожная карта», утвержденного еще в конце прошлого года премьер-министром (речь идет о мерах по развитию конкуренции, в том числе снижению стоимости авиаперевозки. – Прим. ред.), ни на шаг не сдвинулась. Что уж говорить о более частной проблеме – авиадебоширах. На мой взгляд, у отрасли просто не хватает конструктивного лобби в структурах власти», – считает эксперт.