Пограничное ведомство не обязано информировать Федеральную миграционную службу о возражении родителей на выезд ребенка за границу. К такому выводу 6 февраля пришел Верховный суд России. По действующему законодательству, если один из родителей (усыновителей, опекунов или попечителей) не согласен на выезд из России несовершеннолетнего гражданина, ему не оформляют заграничный паспорт. Однако в действующем административном регламенте не предусмотрена процедура контроля наличия таких возражений. Несогласный родитель может подать заявление в любое ведомство – пограничную службу, ФМС, а иногда и в консульское учреждение, а процедуры обмена информацией между ними не существует. Кроме того, в отличие от совершеннолетних граждан, заграничный паспорт которым выдается только после проверки их данных органами ФСБ (в структуру которой входит и пограничная служба), запрос о детях в органы госбезопасности даже не направляется. С последствиями такой межведомственной нестыковки столкнулся россиянин Дмитрий Белоусов, своевременно подавший возражение на выезд сына за границу. Территориальное подразделение ФСБ приняло его заявление и вынесло соответствующее решение, но не проинформировало о нем миграционное ведомство. Это позволило матери ребенка спокойно оформить ему загранпаспорт: «В результате было нарушено право на воспитание сына, вывезенного без моего согласия за пределы территории Российской Федерации», – констатировал Дмитрий Белоусов. Для предупреждения подобных инцидентов впредь он обратился в Верховный суд России с требованием признать соответствующую норму административного регламента выдачи загранпаспортов незаконной, то есть – обязать органы ФМС проверять данные ребенка через ФСБ. Рассматривая дело, суд установил, что, утвердив в 2003 году правила подачи родителями возражений на выезд их детей, правительство России поручило Федеральной миграционной службе по согласованию с заинтересованными ведомствами (ФСБ, МВД и МИД) разработать и утвердить порядок централизованного учета таких заявлений. Однако за прошедшие почти девять лет это так и не было сделано. Несмотря на это, представители ФМС сочли действующий административный регламент законным и не нарушающим прав и законных интересов заявителя или его несовершеннолетнего сына. Верховный суд России согласился с такими доводами: «Отсутствие на настоящее время правового регулирования по указанному вопросу само по себе не может служить основанием для вывода о незаконности подпункта 60.1 пункта 60 Административного регламента, предписывающего не направлять заявления в отношении граждан, не достигших 18-летнего возраста, на согласование в УРАФ ФСБ России», – заключил судья Николай Толчеев, отказывая в удовлетворении заявленных Дмитрием Белоусовым требований.