Правительство поручило Минкультуры России в кратчайшие сроки внести предложения по созданию при Правительстве России Координационного совета по развитию детского туризма, Минтрансу поручено доработать Правила перевозки организованных групп детей автобусами, а РЖД рассмотреть возможность применения для групп детей льготных тарифов.
Соответствующие поручения вице-премьер Ольга Голодец дала руководителям профильных министерств и ведомств 22 июля 2014 года по результатам расширенного совещания, посвященного развитию детско-юношеского туризма.
Почему понадобилось давать поручения Правительства? Как получилось, что сегодня российским детям легче путешествовать в Турцию и Египет, а не по своей родной стране? Когда детский туризм вернется в российские школы и займет положенное ему почетное место в воспитании подрастающего поколения? На эти и другие темы «Сопротивление» побеседовало с руководителем Комиссии по детско-юношескому и молодежному туризму Общественного совета Федерального агентства по туризму (Ростуризм), действительным членом Международной академии детско-юношеского туризма и краеведения Сергеем Владимировичем Минделевичем, который несколько лет также возглавлял рабочую группу Общественной палаты РФ по детскому туризму.
Сопротивление: Сергей Владимирович, Правительство России поручило Министерству культуры в кратчайшие сроки внести предложения по созданию Координационного совета по развитию детского туризма. Что происходит? Почему российские чиновники не в состоянии «без ручного управления» принимать решения, направленные на обеспечение активного детского отдыха?
Сергей Минделевич: Необходимо признать, что решение вопросов детского туризма сегодня, действительно, происходит практически на высшем правительственном уровне. По-иному у профильных министерств и ведомств, ответственных за данную сферу, не получается. Более четверти века детскому туризму в нашей стране не уделялось должного внимания. Причем чиновники не обращали никакого внимания на мнения и предложения общественности. По отчетам же у них всегда все хорошо. А то, что детский туризм в России был почти уничтожен (это признал даже министр культуры Мединский) – ну, так это не наши проблемы. Бюрократические барьеры, выстроенные чиновниками перед юными туристами, просто немыслимы.
Необходимо понимать, что детским туризмом в России занимаются фактически три ведомства: Министерство образования и науки, в структуру которого входит система дополнительного образования, а в ней – станции и центры детского туризма по всей стране, Министерство культуры, которому поручено курировать весь туризм в России, и его подчиненное ведомство – Федеральное агентство по туризму (Ростуризм). Только руководство Ростуризма с недавних пор как-то озаботилось проблемами детей, в рамках Общественного совета ведомства создана Комиссия по детско-юношескому туризму. Минобрнауки и Минкультуры фактически устранились от решения актуальных проблем детского туризма, хотя, казалось бы, это их прямая обязанность. Также эту сферу в рамках своих полномочий курируют Роспотребнадзор, Минтранс, Минзрав, МВД и еще с десяток ведомств.
На двух совещаниях у Дмитрия Медведева (в прошлом году и в этом) я высказывал просьбу провести специализированное расширенное совещание по детско-юношескому туризму. После развала СССР детский туризм практически был забыт. Хотя в Минобрнауки и существует структура детского туризма, есть станции юных туристов и даже Федеральный центр, но все это не развивается, а приходит в упадок. В 1996 году в России было 546 станций и центров юных туристов, в этом году осталась 221. А если нет станции – значит, нет занятий с детьми, нет походов, нет общегородских или областных туристских мероприятий (соревнований, слетов, фестивалей). Есть у нас и специализированные детские турфирмы, но их количество не увеличивается – прежде всего из-за множества различных, порой чисто бюрократических требований, усложняющих работу с детьми и сокращающих доходы турфирм. Фактически сейчас с детьми путешествуют только энтузиасты.
В прошлом году Дмитрий Медведев обещал подумать над моим предложением. А в мае этого года поручил Ольге Голодец, курирующей социальную сферу, провести такое совещание. Оно прошло в Подмосковье 22 июля 2014 года. На мой взгляд, самое важное решение, принятое на нем, – создание при Правительстве РФ Координационного совета по развитию детского туризма, поскольку в этой сфере задействовано очень много ведомств, издающих различные нормативные документы по детскому туризму зачастую без какой-либо координации между собой. Это часто наносит ощутимый вред детям, и общественность порой годами добивается отмены непродуманных документов. К тому же в стране отсутствует государственная программа (и даже ее концепция) развития детского туризма.
Координационный совет и экспертный совет при нем, по моему мнению, должны объединить энтузиастов-педагогов, специалистов этой сферы и руководителей всех ответственных ведомств, определить порядок их взаимодействия для того, чтобы проблемы детско-юношеского туризма решались оперативно и грамотно. Например, Ростуризм не может заставить Минобрнауки ввести в педагогических вузах курс туристской подготовки или обязать РЖД продавать группам юных туристов билеты со скидкой. Решения же Координационного совета при Правительстве РФ будут для всех обязательны, заставят чиновников работать.
Сопротивление: Проблемы детского туристического отдыха неразрывно связаны с санитарными требованиями Роспотребнадзора. Российская общественность хорошо помнит, как в 2010 году принятый этим ведомством СанПиН, фактически запретил детские палаточные лагеря….
Сергей Минделевич: В 2010 году, когда Роспотребнадзор своими санитарными требованиями, в частности, к палаточным лагерям, фактически поставил крест на детском туризме, я написал об этом письмо в Общественную палату РФ. Оно, к счастью, попало к члену ОП РФ Ольге Костиной, которая подготовила слушания в Общественной палате. Думаю, это было самое представительное совещание по детскому туризму за четверть века. После того, как представитель Роспотребнадзора в ходе заседания не смог ничего внятного ответить на вопросы общественности, стало очевидно, что в этом ведомстве разработать грамотные нормы не смогут. И тогда член ОП РФ Олег Зыков предложил создать для этого рабочую группу из специалистов при Общественной палате, а мне ее возглавить. Такая группа из 10-15 профессионалов, занимающихся детским туризмом несколько десятков лет, была создана. Мы за год подготовили поправки в СанПиНы к палаточным лагерям и к перевозкам групп детей по железной дороге, вели и другую работу. В течение двух лет через Общественную палату мы пытались Роспотребнадзор и Минздрав привлечь к рассмотрению наших предложений, но получали отписки. Тогда с помощью Общественной палаты удалось эти проблемы поднять на совещаниях и у Председателя Правительства РФ, и даже у Президента России. Там наши предложения были услышаны и были даны прямые указания Роспотребнадзору пересмотреть злополучный СанПиН с учетом мнения общественных организаций. Только тогда началось конструктивное взаимодействие этого ведомства и туристской общественности.
Весной 2013 года новый, переработанный документ вступил в действие. Более чем за год я не слышал каких-либо существенных претензий к нему. Но это не значит, что все плохое осталось в прошлом: прежний СанПиН за время действия нанес колоссальный вред. В 2009 году в России, по данным Минобразования, было 7 тыс. детских палаточных лагерей. В 2010 году был принят злополучный СанПиН. И к 2013 году таких лагерей осталось 1600. То есть их количество сократилось в 4,5 раза! Правда, в Роспотребнадзоре говорят, что еще нужно доказать, что это произошло из-за Санпина, но мы же не правоохранительные органы, следствие не ведем, а специалистам очевидно, что столь мощный удар по детскому туризму в России нанесли именно чиновники. После принятия нового СанПиНа сразу начался рост числа палаточных лагерей. В прошлом году их количество увеличилось на 300, что, конечно же, мало, если учесть, что их ранее было на 5,5 тысяч больше.
Сопротивление: К детским перевозкам также применяются недружественные санитарные нормы и правила. Удалось ли изменить ситуацию в лучшую сторону?
Сергей Минделевич: Действительно, два других документа, над которыми мы тоже активно работали, связаны с перевозками детей по железной дороге и автобусами. В прошлом году я присутствовал на совещании у Дмитрий Медведева и попросил его дать такое же поручение по перевозке детей, которое в свое время он дал Роспотребнадзору по пересмотру СанПиНа к палаточным лагерям. Правила перевозки детей тоже были нелепы и зачастую просто невыполнимы. Достаточно привести такие примеры. Скажем, детей-инвалидов необходимо было везти в отдельном купе. Зачем, почему? Я до сих пор это не могу понять. Если, допустим, ребенок - инвалид по слуху или зрению, почему он должен ехать отдельно от своих друзей? Это же может ему нанести психологическую травму. Далее. Детей необходимо было перевозить только в вагонах, где есть биотуалет и кондиционер. Таких вагонов, как нам пояснили в Федеральной пассажирской компании, у них всего 21%. Информацию о том, какой будет вагон, до посадки в него невозможно получить ни на сайте РЖД, ни на билете, ни в кассе, ни в справочном бюро. Нигде! Как же быть педагогу, который заходит в вагон и видит обычный туалет с дыркой? Разворачиваться и отправлять детей обратно по домам?!
Можно низко поклониться вице-премьеру Ольге Голодец, которая провела серию совещаний по пересмотру санитарных норм. Мне тоже довелось принять участие в работе такой правительственной комиссии. В частности, в декабре 2013 года прошло очень представительное совещание по СанПиНу по перевозкам детей по железной дороге. Практически все наши предложения Голодец поддержала. Например, раньше при перевозке детей надо было, чтобы каждый ребенок имел две медицинские справки: о состоянии здоровья и об отсутствии контактов с инфекционными больными. Мы предлагали эти справки отменить и Ольга Юрьевна сначала с нами согласилась, но после колоссальной атаки Минздрава и Роспотребнадзора справку об отсутствии контактов оставили. Правда, мне удалось доказать, что такие справки, которые действительны только три дня, просто невозможно получить на обратную дорогу. Невозможно представить, чтобы к врачу в Петербурге или на Алтае заявилась группа детей за такими справками. Откуда же врач знает где, когда и сколько времени путешествовали эти ребята, с кем они контактировали? Какой врач возьмет на себя ответственность выдать такую справку? А ведь 10 лет действия этого СанПиНа все прекрасно понимали, что такие справки на обратную дорогу – просто «липа», и никто их не получает!
Около 10 вот таких «шлагбаумов» в санитарных нормах по перевозке детей было снято благодаря Ольге Голодец. Организация перевозки детей стала проще. И даже должна быть дешевле, поскольку теперь не требуется сопровождение каждой группы детей от 8 человек медицинским работником.
Также был рассмотрен проект СанПиНа к учреждениям дополнительного образования. По нему, например, дети не могли заниматься туризмом в выходной день более 4 часов. Почему, спросите? Вот и у Ольги Голодец были вопросы – почему! «Да пусть гуляют, сколько хотят!» – сказала она. Роспотребнадзор исправился - вместо 4 часов написал 8. Исправили и другие пункты. Сейчас пересмотренный СанПиН находится в Минюсте на утверждении.
Сопротивление: На совещании у Ольги Голодец 22 июля помимо создания Координационного совета по развитию детского туризма были даны и иные не менее важные поручения профильным министерствам и ведомствам. О чем идет речь?
Сергей Минделевич: Создание Координационного совета поручено Минкультуры, но в этом ведомстве практически нет специалистов по детскому туризму. Сейчас очень важно, чтобы в Совет попали действительно специалисты-профессионалы, а не только чиновники. Если в нем не будет людей, которые непосредственно работают с детьми, он вообще не нужен, от него будет мало реальной пользы. Опять будут появляться документы, которые в принципе невыполнимы.
Наглядный пример – Правила перевозки организованных групп детей автобусами, подготовленные Минтрансом. По ним, в частности, автобусы должны быть не старее 10 лет. Изучение дела показало, что более старых автобусов в регионах… от 70 до 96%! Мы очень долго бились, пока Правительство РФ с нами не согласилось и не отложило введение требований к автобусам хотя бы на год. Но вряд ли за это время ситуация существенно изменится. Однако требования к автобусам – не единственный «ляп». На совещании 22 июля Минтрансу дано поручение подготовить поправки к этим Правилам. О чем идет речь. Если детей везут внутри города, скажем, от школы к месту проведения соревнований, зачем для этого готовить 10 документов? Еще требуется в ГИБДД получить документ о том, будет или нет их машина сопровождения. Фактически это носит разрешительный характер. Пока из ГИБДД не придет ответ – любой! - перевозка детей запрещена. Хорошо, если в полиции идут навстречу и ответ педагоги могут получить по электронной почте, а ведь могут отправить письмо и «Почтой России». Тогда оно гарантированно не дойдет вовремя. Ведь документы в ГИБДД надо подать за 10 дней, затем 5 дней дается на рассмотрение заявления. Если перевозка межрегиональная, то в ГИБДД каждого региона надо посылать весь комплект документов и ждать оттуда ответ. Это ужас. Но Минтранс не торопится менять эти нормы. Еще в мае на совещании у Дмитрия Медведева я предложил министру транспорта Соколову создать рабочую группу по пересмотру Правил. Прошло почти три месяца, а результатов нет. Нет ни рабочей группы, ни консультаций со специалистами по детскому туризму.
Другой пример, похожий на анекдот. Только грустный. С 1 января 2014 года РЖД отменило скидку на проезд детских организованных групп. Если ребенок едет в поезде с родителями, то они заплатят за него лишь половину стоимости взрослого билета. Однако, если тот же ребенок едет в поезде в организованной детской группе, то за его проезд надо заплатить, как за взрослого. Где логика?! Это, думаю, уникальное мировое достижение РЖД в экономике, когда розничная продажа в разы дешевле, чем оптовая. Получается, 10 детей по одиночке отправить вдвое дешевле, чем 10 детей вместе. У Голодец такие факты вызвали удивление. На ее вопрос замминистра транспорта так и не смог ничего внятного ответить. Вице-премьер дала ему поручение разобраться в этом вопросе с РЖД и доложить. Ольга Голодец четко сказал: детям должны быть скидки!
Есть вопросы к бронированию билетов. При этом в кассу надо представить список детей с фамилиями, годами рождения и т.д. Поскольку бронирование происходит, как правило, за 45 суток, к этому времени часто еще не известно, кто поедет. В результате организаторы вынуждены писать заведомую «липу», передавать выдуманные списки, чтобы потом героическими усилиями их менять. Хотя можно и не менять, потому что у ребенка до 14 лет нет никакого официального документа с фотографией. И проводник или контролер не смогут определить, тот это ребенок, на которого выписан билет, или не тот. Голодец также дала поручение упростить процедуры бронирования и покупки билетов.
Сопротивление: Какие сроки поставлены для выполнения поручений?
Сергей Минделевич: Даты создания Совета нет. Хотя устно Ольга Юрьевна заместителю министра культуры сказала не затягивать процесс и справиться с этой задачей в течение двух-трех недель. На этой неделе поручению будет месяц. Пока результатов не видно.
Сопротивление: Есть ли какие-то принципиальные расхождения между специалистами по детскому туризму и многочисленными чиновниками, курирующими эту сферу?
Сергей Минделевич: Конечно, есть. Назову самое кардинальное. Специалисты считают, что главная проблема – в излишней регламентации, в наличии многочисленных, часто невежественных нормативных документов. Например, московскому учителю, чтобы сходить даже в простой поход со школьниками, необходимо оформить от 40 до 53 различных документов! Вот потому-то и нет туризма в столичных школах. По мнению многих, если уменьшить количество требований, разумеется, без ущерба для безопасности детей, то энтузиасты и без помощи властей - лишь бы не мешали! - и без всякого дополнительного финансирования увеличат массовость детского туризма на 30—50%.
А вот чиновники считают иначе: для них главное – деньги. Мол, пусть нам их дадут, тогда будем развивать туризм. А раз денег специально для этих целей нам не дают, то какой же с нас спрос?
Вот, скажем, в прошлом году Минкультуры взялось выполнять указ Президента по организации экскурсионных поездок школьников. 18300 детей из разных регионов отправили в Санкт-Петербург. Проезд и питание оплачивали родители или администрации регионов. В целом, замечательная программа. На этот год Минкультуры запланировало потратить на те же цели 200 млн. рублей, при этом хотят отправить в экскурсии по России около 23 тысяч детей. Но в стране около 18 млн. детей школьного возраста. Мы подсчитали, что за время обучения в школе в этой государственной программе примет участие меньше 2% детей! Руководство Минкультуры запросило в Минфине дополнительно 500 млн. рублей для развития этой программы. В наших условиях, надо понимать, что Минфин никогда таких денег не даст. Но даже если и даст, то в программе примет участие менее 5% всех школьников. Это абсолютно не те подходы.
Вообще-то, это мечта любого чиновника: получить деньги и их делить. Никаких усилий и квалификации это не требует, да и ответственность за порученное дело минимальна. Между тем есть целый ряд способов, которые и при недостатке денег позволят развивать детские поездки по стране, чего требует Президент. Например, создание структуры по обмену детскими группами между регионами. Правда, для этого надо решить целый ряд вопросов. Не обязательно, чтобы, как в программе Минкультуры, дети жили в четырехзвездочной гостинице. Летом школы пустуют, почему нельзя ночевать в них? Почему в походе ребенок может спать в палатке в своем спальнике, а, приезжая в город или населенный пункт, он не может спать под крышей в школе с теплым туалетом?
Сопротивление: Специалисты говорят, что необходима федеральная целевая программа развития детско-юношеского туризма…
Сергей Минделевич: В идеале – да, нужна. Но многие чиновники мне говорят: в нынешней экономической ситуации Минфин на новую ФЦП не даст согласия. Поэтому, мол, надо использовать то, что есть – федеральную целевую программу развития внутреннего и въездного туризма до 2018 года. Действительно, там заложены бюджетные деньги. Президент даже в начале этого года уже давал поручение Правительству определить какой-то механизм использования этих денег для развития детского туризма. Правительство отписалось, перечислив несколько мероприятий, проведенных за счет ФЦП. Фактически поручение Президента так и не выполнено. Тем не менее, развитие детского туризма - задача самодостаточная. Например, надо создавать центры и станции юных туристов. Они должны быть, как минимум, в каждом большом городе. Но с региональных властей это никто не спрашивает. В этой работе должны принимать участие и региональные власти, и федеральные.
Или вот в советское время каждая школа была обеспечена туристским снаряжением на группу из 30 человек. Сейчас в школах его практически нет, и вывести детей на природу с ночевкой невозможно. Хотя появилось много хорошего снаряжения, развиваются информационные технологии, современные средства навигации. У детей колоссальный интерес к туризму. Минобрнауки должно возродить прежние нормативы обеспечения школ. Также необходима работа по подготовке кадров для детского туризма, пересмотр всей нормативной документации по нему, потому что минимум 15 лет это не делалось. Наконец, необходима методическая поддержка. В России сейчас не издаются книги, пособия для педагогов, занимающихся туризмом с детьми, впрочем, как и для самих детей, которые хотели бы пойти в поход. Нет ничего! Зато проезд по железной дороге дорожает из года в год. Не поверите, но более ста лет назад в России действовали специальные тарифы на проезд ученических групп по железной дороге. До 50 км эти группы ездили вообще бесплатно! Попробуйте сейчас проехать в Подмосковье на электричке бесплатно с группой детей…
Понятно, что для реализации всего комплекса мер по развитию детского туризма необходима целевая программа.
Сопротивление: Тем не менее, как Вы оцениваете проделанную работу и вступившие в силу изменения в сфере детского туризма?
Сергей Минделевич: Когда три года назад я начинал заниматься детским туризмом в Общественной палате, я думал, что вот полгода-год, и многое удастся исправить. Три года прошло – конца этому не видно. С другой стороны, три года назад детский туризм в России был пустым звуком. Где-то полтора года назад министр культуры России Владимир Мединский, отвечающий за туризм, прямо сказал: «Детский туризм мы потеряли!». Так вот, благодаря усилиям энтузиастов, Общественной палаты, мы заставили власти страны обратить внимание на эту сферу. Я считаю, это наше самое большое достижение.
Последние 25 лет на федеральном уровне развитием детского туризма абсолютно никто не занимался. А сейчас власть этим занимается. Есть решения Правительства, поручения Президента, которые надо выполнять. Теперь надо убедить власть даже в нынешней непростой обстановке выделять деньги на детский туризм, что очень важно. Он, конечно, не требует таких средств, как чемпионат мира по футболу, но при этом воспитывает любовь к своей стране и культуре, способствует оздоровлению нации. Я с оптимизмом смотрю на наше взаимодействие с властными структурами. Если общественность продолжит оказывать воздействие на власть, будет демонстрировать важность развития детского туризма, дело сдвинется с мертвой точки. Собственно, это уже произошло. Президент в этом году уже дал два поручения по детскому туризму. К сожалению, оба не выполнены, но будем добиваться, чтобы это изменилось. В октябре 2014 года Президент будет встречаться в Перми с лидерами Народного фронта. Мы тоже готовимся к этому, попробуем и там поднять упомянутые выше проблемы. Администрация Президента планирует провести в этом году всероссийское совещание по развитию детского туризма с упором на его патриотическое значение. Три года назад это даже представить было невозможно.