Симптомы кризиса, которые турбизнес в этом году начал ощущать ещё с начала апреля, подтвердила общая статистика, подведенная по итогам года экспертами АТОР.
По данным Ассоциации, по общим результатам уходящий сезон примерно повторяет кризисный 2008 год. В результате основной тенденцией 2013 года стала возросшая «бережливость» российских туристов, предпочтения которых переориентировались в сторону нижнего ценового сегмента: за счёт остальных сегментов на 30% выросло число тех, кто выбирает туры стоимостью ниже 500 евро с человека. Кроме того, в этот год случилось «практически всё, что могло случиться»: сезон последовательно осложняли политические события на самых популярных направлениях – в Турции, Египте и Таиланде, а также разнообразные климатические сложности и визовые проблемы.
«По общим итогам уходящий год сильно напоминает сезон 2008 года. Причём на этот раз кризисные влияния туроператоры почувствовали уже в апреле», - сообщила на пресс-конференции во вторник Майя Ломидзе, исполнительный директор Ассоциации Туроператоров России (АТОР). Первым «симптомом» кризиса стала «бережливость» туристов, повлекшая за собой «тревожное изменение средней стоимости тура». «Если в 2012 мы отмечали рост числа достаточно дорогих туров со средней стоимостью в $1000-1200 с человека, то в 2013 их количество значительно снизилось. Более того, на 30% выросло число туристов, которые выбирали туры по цене ниже 500 евро за человека», - прокомментировала Майя Ломидзе. При этом ещё сильнее «просел» средний сегмент. «Кроме того, в этом году отмечалось значительное снижение глубины продаж. Несколько потерявшие популярность в 2012 году туры «last minute» сейчас вновь популярны, поэтому по числу туристов в основном приросли безвизовые направления», - добавила эксперт.
Тем не менее, «традиционной тройке» предпочтений российских туристов в этом году «не повезло». Политические события внесли свои коррективы в прогнозы туроператоров. «Традиционный лидер российского спроса – Турция, вместо прогнозируемого роста в 5%, дала рост в 20%, за что должна благодарить Египет», - сообщила Майя Ломидзе. Египет, оставшийся на втором месте, вместо прогнозируемых 40% роста и полного восстановления, продемонстрировал всего 15% роста, а также множество проблем. Далее последовал Таиланд, давший прирост в 40%.
Впрочем, лидером по приросту оказалась Греция, «подскочившая» на целых 68%. Однако турбизнес это не порадовало, поскольку именно на греческом направлении наиболее ярко наблюдалась другая тенденция уходящего года – активизация ценовых войн. «По итогам 2012 года мы предполагали, что ситуация в турбизнесе более-менее успокоилась и пришла в состояние относительно вменяемой конкуренции. Однако в этом году на греческом, а также на кипрском рынке, хотя и в меньшей степени, вновь вспыхнули активные демпинговые войны», - отметила Майя Ломидзе. Причем ситуация косвенным образом, за счет «развращения» туристов, давила практически на все средиземноморские направления. «При этом туристические возможности Греции освоены нашим рынком едва ли на 10%, там сплошная «терра инкогнито» для российских туристов, поэтому на греческом направлении мы можем ожидать в будущем году ещё более жестких демпинговых войн», - отметила собеседник.