"Мы начинаем новую историю Ропшинского дворцово-паркового ансамбля выставкой" - сказала генеральный директор Государственного музея-заповедника "Петергоф" Елена Кальницкая, открываяв Китайской кухне в Ораниенбауме выставку, посвященную Ропше.
Об этом сообщает корреспондент ИА REGNUM.
На фотографиях из Центрального государственного архива кинофотодокументов Санкт-Петербурга можно увидеть Николая II и его окружение на фоне дворца, который он любил периодически посещать.
За этими изображениями следуют еще стройные виды дворца в 1930-е годы, когда здесь располагался санаторий, а во время Великой Отечественной войны - немецкий госпиталь, казармы и конюшни.
Однако большинство работ на выставке отражают последствия бесхозности дворца в новое время, когда он постепенно разрушаясь, превратился в руины.
Над этой историей работали фотографы Наталья Захарова, Людмила Григорьева, Мария Симина и Слава Королев. Благодаря различным фотографическим техникам и художественным приемам субъективные ощущения сталкиваются с последовательными и детальными свидетельствами настоящего.
В итоге Ропшинский дворец предстает перед зрителями то в образе романтической руины, то дворца-призрака или разгромленного, раздробленного и опустошенного пространства, утратившего признаки былого величия. Эти изображения на выставке передают не только осязаемое, реалистичное пространство, но и драматизм сооружения.
Последние фото для выставки были сделаны в июне 2013 года. На выставке демонстрируется видеофильм Павла Овсянко и Константина Гусева, представляющий путешествие по дворцу с высоты птичьего полета, а также проект будущей реконструкции дворцово-паркового ансамбля, выполненной архитектором Иваном Мироновым по заказу ГМЗ "Петергоф".
В конце 2012 года президент России Владимир Путин дал поручение подготовить документы для включения дворцово-паркового ансамбля Ропши в оперативное управление ГМЗ "Петергоф".
Елена Кальницкая сообщила сегодня корреспонденту ИА REGNUM, что есть большая надежда на то, что необходимые документы по межеванию территории Ропшинского ансамбля будут подписаны в июне, после этого Минкульт сможет объявить конкурс на историко-архитектурную экспертизу.
"Государственно-частное партнерство возможно, но потребуются миллиарды рублей и понимание того, что частный инвестор уже не сможет отступить, - сказала Кальницкая, - Ропша - очень разрушенный памятник и ее надо спасать. Даже если не найдем экспонатов, будем музеефицировать культурологическое содержание памятника, у него живая яркая история, чтобы памятник жил как дворец Пера, Елизаветы, Петра III, Ромодановского, Лазарева".
В ансамбле Роши - 28 памятников - в том числе и природные, все памятники уже переданы ГМЗ "Петергоф". Елена Кальницкая считает, что Ропшинский ансамбль может стать культурным центром территории.
История этого комплекса восходит к временам Петра I, основавшего в Ропше небольшую усадьбу, которая потом была пожалована "князю-кесарю" Федору Ромодановскому. На протяжении XVIII и XIX веков сменялись владельцы усадьбы. После событий 1762 года, когда в Ропшинском дворце был убит император Петр III, Екатерина II подарила имение Григорию Орлову. Затем владельцем дворца стал придворный ювелир Иван Лазарев, после которого усадьба вновь стала собственностью императорского семейства.