О внутреннем туризме и том, как президент и группа “Связной” второй год бередят рынок телекома – в обзоре года от директора по маркетингу “МегаФона” Леонида Савкова
Успех года: бум бюджетных гаджетов и LTE
Для сотовой отрасли позитивом стал рост доходов от передачи трафика. Само явление, с одной стороны, связано с развитием LTE-сетей. А с другой — с продолжением вытеснения кнопочных телефонов смартфонами и планшетами.
Да, в 2015 люди меньше покупали дорогих устройств. Зато был настоящий бум на бюджетные модели.
Мы вовремя поменяли ассортимент и к середине года значительно нарастили продажи таких устройств.
Тренд года: экономия
Другой важный маркер года — фокус клиентов на экономию. Люди не готовы отказаться от звонков и интернета, но при этом хотят снизить размер счета. Поэтому в 2015 году мы увидели настоящий бум пользования интернет- и роуминговыми опциями, а также пакетными тарифами.
Проблема года: отпускники
Главный негативный фактор года — влияние макроэкономики на наш рынок. В 2015-м все операторы существенно просели в количестве абонентов, выезжающих за рубеж. Закрытие популярнейших направлений — Египта и Турции — лишь усилило этот тренд.
Новогодние каникулы покажут, готовы ли россияне отдыхать, не покидая страны.
Мы надеемся компенсировать убытки от международного роуминга за счет резкого роста поездок по России и уже вывели несколько тарифов и опций, которые позволят людям существенно экономить в таких поездках.
Человек года: Путин
Второй год подряд макроэкономика становится главным катализатором процессов, влияющих и на клиентов, и на операторов. Поэтому сложно назвать кого-то еще, кроме нашего президента.
Ошибка года: Nokia
Если брать глобальный рынок, считаю большой ошибкой отказ Microsoft от продаж смартфонов, выпущенных под брендом Nokia. Эта марка долгое время была почти синонимом сотовой связи, примерно как «ксерокс» — для рынка копиров.
По своей базе мы видим, что устройства от Nokia по-прежнему очень популярны.
Да и лояльность к этой марке — одна из самых высоких на рынке: обладатели телефонов Nokia значительно быстрее бы перешли на смартфоны того же бренда, если бы такие устройства имелись на рынке.
Тренд на годы: комбо-предложения
Думаю, что следующий год будет очень сложным для компаний, занимающихся спутниковым интернетом. Да и на рынке проводного интернета возможны изменения. И операторы будут искать какие-то новые подходы в области комбинированных предложений с игроками смежных рынков.
Уже сейчас операторы все активнее работают на рынке устройств — в этом году было много акций по продаже гаджетов вместе с услугами. В следующем году тренд продолжится, и комбинированных предложений по устройства будет еще больше. Просто гаджеты намного интереснее тарифов и чисто телекомовских продуктов — это видно по трафику салонов продаж.
Компания года: «Связной»
«Связной» сменил владельца и возобновил продажи контрактов «Мегафона» и «Билайна». Все это спровоцировало ценовую войну на рынке мобильных устройств, а также повлияло на перераспределение долей вендоров и множество других событий.
CEO года: Иван Таврин
В условиях жесточайшей конкуренции он обеспечивает «Мегафону» отличные показатели по доходности — и, в отличие от наших конкурентов, не за счет крупных дочерних компаний в других странах. Это делает результаты работы Ивана еще более примечательными.
Инструмент года: BCG
На сайте Boston Consulting Group регулярно появляются интересные статьи и отчеты. Они лежат в открытом доступе: и если внимательно читать, можно почерпнуть полезные мысли и идеи.
Успех компании: Yota
Год стал довольно удачным для нашего проекта Yota — это был их первый полноценный год работы как оператора для смартфонов и планшетов. Они выходят в новые регионы, растут по базе и доходам — и в целом развиваются даже лучше, чем мы ожидали. Так что мультибрендовый подход, когда у оператора два бренда — работает.