Туризм в России за несколько лет стал не только быстрорастущей, но и высокотехнологичной отраслью экономики.
Насколько за два года сократились траты россиян на отдых за границей, что от этого получил внутрироссийский туризм, какими темпами он развивается сейчас, и как ему в этом поможет искусственный интеллект, в блиц-интервью РИА Новости на полях ПМЭФ рассказал вице-премьер РФ Дмитрий Чернышенко. Беседовала Марина Первухина.
Петербургский международный экономический форум (ПМЭФ) проходит 14-17 июня. РИА Новости является информационным партнером и фотохост-агентством форума.
– За счет чего, по вашему мнению, растет туристический поток по России?
– Если в 2019 году наши граждане потратили на туризм за рубежом 35 миллиардов долларов, то в 2021 году эта цифра составила 11,4 миллиарда долларов. Аналогичные расходы в России за эти же два года выросли на более чем на 20 миллиардов до 94 миллиардов долларов. Вот эти 23 миллиарда я назвал бы органическим ростом перетекания. Это не увеличение какого-то спроса. Это просто деньги тех туристов, которые не поехали за рубеж, а отправились в путешествия по России. Но это достаточно узкий сегмент населения – 7%. Задача – сделать так, чтобы этот спрос увеличивался. Для этого нужно создать инфраструктуру, и мы этим занимаемся в рамках нацпроекта: финансируя в сопутствующую инфраструктуру к туристическим местам и субсидируя процентные ставки, чтобы можно было инвестору построить гостиницу, а дальше все остальное – маршруты, туристические коды городов.
Это про то, когда вкладываешь рубль, а получаешь десять внебюджетных. А также про то, что одно рабочее место создает пять рабочих мест в смежных областях, потому что туризм связан сразу с 53 различными сферами, это и питание, и логистика. Такой кумулятивный эффект получается.
Однако сейчас вклад туризма в ВВП составляет 4%. Для сравнения в Испании – 14%, в Китае – 11%. Мы должны обеспечивать вклад ВВП за счет туризма гораздо больший, чем сейчас. В нацпроекте заложен двукратный рост. Это означает удвоение количества турпоездок. Но разница между нами и Китаем огромна. Мы должны еще развивать и развивать, потенциал очень большой.
Но ситуация уже улучшается: за первый квартал выросла загрузка отелей в России на 14%, а турпоток – на 17%. Это, несмотря на то, что южные аэропорты закрыты.
– За счет чего планируете продолжать развитие туризма в России?
– Инфраструктуру начинаем создавать сейчас. Ожидаем очень большой скачок. А эффективность будем достигать с помощью искусственного интеллекта и сингулярности, которая позволит сделать очень доступными сервисы, которые были недоступны раньше.
Сейчас такие услуги предоставляются владельцам платиновых карт в некоторых сервисах, а также тем, кто пользуется услугами турагентств и туроператоров, где за клиента добиваются бронирования удобного отеля, лучшей цены. Это прошлый век. Сейчас это уже должен делать искусственный интеллект.
– Но кто, как не человек сможет найти лучшие варианты перелета, проживания или договориться о скидке?
– Он не договорится, если это будет онлайн-биржа, на которой будут выставляться и мгновенно в онлайне меняться цены. Гостиницы будут демпинговать и давать лучшие предложения, либо динамически их повышать. Здесь будут уже справедливые механизмы работы. А онлайн-консьержи будут массовыми и доступны всем.
Они подберут индивидуальный тур, в котором учтут тысячи нюансов и подстроят их под туриста. Еще главное – во время уже осуществления самого тура, если что-то идет не так: пошел дождь или какие-то обстоятельства изменились, онлайн-консьержи оперативно переконфигурируют и предложат другие варианты отдыха. Турист не будет на это тратить время.
Со временем и у путешественников появится к таким сервисам вкус и привычка. Это как с электронной торговлей, доступность которой приводит к тому, что ты просто начинаешь больше покупать, хотя в обычный жизни не купил бы какие-то вещи. Эффективность эксплуатации той инфраструктуры, которую мы создаем – это как раз будущее.
– А как в этом бизнесу будет помогать государство?
– Для развития искусственного интеллекта государство, как агрегатор агрегаторов, предоставит один из главных инструментов – доступ к большим обезличенным данным, которыми владеют ведомства и госкомпании.
Но сегодня существует ключевой барьер – отсутствует механизм обмена данными, который бы позволял компаниям создавать кроссплатформенные решения в туризме. Для этого должны сначала соединиться все данные и цены, которые мы должны получать от гостиниц, транспортных компаний и других. Все цепочки клиентского пути должны сойтись на одной платформе.
Задача государства – отрегулировать рынок так, чтобы эти данные были доступны агрегаторам. А дальше бизнес сам все сделает. Мы совместно с предпринимателями в ближайшее время проработаем механизм сбора таких данных в туризме.
– На кого будут в первую очередь нацелены цифровые консьержи?
– Около 70% нашего подрастающего поколения предпочитают искусственный интеллект личному общению. Поэтому они как раз и придут за этой эффективностью на платформы, на агрегаторы, которые будут моделировать чат-боты. Они будут давать наилучшие решения под конкретного туриста в соответствии с его моделями поведения на основе его же цифровых следов, которые он оставил в сети. Это как раз то, за что Ричард Тейлор получил в 2017 году Нобелевскую премию – за теорию либертарианского патернализма. Это как раз рекомендательные системы, которые будут работать, а с ними развиваться туризм.
Фото © Фотохост-агентство РИА Новости