Бюджетная авиакомпания «Добролет» прекратила свои полеты. Официальной причиной названы санкции Евросоюза, которые запрещают европейским компаниям предоставлять обслуживание самолетов авиакомпании. Однако эксперты «Фонтанки» уверены, что реальные причины совсем в другом: авиакомпания уже выполнила свои функции и появился благовидный предлог для закрытия проекта.
Авиакомпания «Добролет» с 4 августа приостанавливает полеты. Бюджетный авиаперевозчик с 27 мая 2014 года предоставлял право слетать из Москвы в Крым и обратно за 3 тысячи рублей. Несколько дней назад самолеты «Добролета» начали летать по новому направлению в Волгоград. Купивших билеты до 15 сентября в Крым и до 20 августа в Волгоград теперь отвезет другая дочка «Аэрофлота» – «Оренбургские авиалинии».
Всего в авиапарке «Добролета» находилось три воздушных судна: два Boeing 737-800NG и Сухой Суперджет 100. Из них летали только Boeing, и именно с ними возникла проблема. Согласно санкциям Евросоюза, объявленным в пятницу, европейские компании отныне не могут сотрудничать с российским лоукостером в части предоставления лизинга, техобслуживания, страхования и аэронавигационной информации. Эти санкции объявлены официальной причиной приостановки полетов авиакомпании.
Впрочем, если присмотреться к ним повнимательнее, то возникает ряд вопросов. Первый – по лизингу самолетов. Для российских авиакомпаний до сих пор самым распространенным методом владения воздушным судном является его долгосрочная аренда. Ситуация стала меняться лишь в последние несколько лет. Бизнес-модель бюджетной авиакомпании, каковой был объявлен «Добролет», также подразумевает такой способ владения воздушным судном. Оба Boeing 737-800NG (бортовые номера VQ-BTS и VQ-BTG) были зарегистрированы на Бермудах.
Однако, как рассказал «Фонтанке» знакомый с ситуацией заместитель генерального директора инвестиционной компании «Регион» Анатолий Ходоровский, контракты на лизинг были заключены не напрямую с «Добролетом». «На самом деле санкции против «Добролета» символичны, ведь изначально лизинговые контракты были оформлены на «Аэрофлот», а еще раньше на «Ростехнологии». С этой точки зрения реакция «Добролета» выглядит как защита против каких-то более суровых мер», – рассказал Анатолий Ходоровский.
Что касается прохождения техобслуживания, то в России уже давно научились проводить его определенные формы. Однако при тяжелых формах обслуживания, которые случаются не чаще одного раза в 1,5 года и когда самолет проверяют чуть ли не до последнего винтика, воздушные суда все еще приходиться отправлять за рубеж.
В этой связи интересен опыт авиакомпании Iran Air, которая много лет находилась под гнетом европейский и американских санкций. Несмотря на квотированный объем предоставляемых услуг, авиаперевозчик продолжал летать в Европу. Разумеется, при этом компания сталкивалась со множеством трудностей. В частности, возникали проблемы с заправкой топлива и наземным обслуживанием в европейских аэропортах. При этом авиакомпания не могла приобретать новые самолеты Boeing и Airbus, что вызвало значительное старение флота. Несмотря на все сложности, основанная в 1962 году, авиакомпания продолжает полеты и в наши дни.
В любом случае, приостанавливать деятельность авиаперевозчика или закрывать его выходит учредителю намного дороже, чем попытаться оставить компанию на плаву, уверен еще один эксперт «Фонтанки», пожелавший остаться анонимным. Ведь в развитие уже были вложены определенные инвестиции, которые были потрачены на формирование бренда, найм персонала, лизинг самолетов. Тем более, что у «Аэрофлота» есть необходимые средства, чтобы спасти свое дочернее предприятие. Как вариант, можно было бы расширить флот «Добролета» за счет самолетов Сухой Суперджет 100, уверен эксперт.
Экономических обоснований для такого шага действительно нет, согласен с ним Анатолий Ходоровский. «Пока летает два самолета, говорить об экономической составляющей нельзя. Речь, скорее, идет о политике», – сказал он.
Впрочем, возможно, что «Добролету» отказывают в спасении сознательно, рассказал «Фонтанке» еще один эксперт, попросивший не указывать его фамилию. Для «Аэрофлота» наличие лоукостера было нежелательно с точки зрения экономики. Если поставить рейсы с дешевыми билетами на накатанные внутренние или международные направления, то новая «дочка» начнет отбирать часть прибыли у самого «Аэрофлота». Роль «Добролета» была в том, чтобы под прикрытием потребностей его развития «протащить» необходимые законопроекты, уверен собеседник «Фонтанки». В частности, речь идет о невозвратных билетах и дополнительно оплачиваемом багаже. Ведь в этих законах не указано, что они распространяются только на «Добролет», указывает эксперт. С этой точки зрения лоукостер свою роль выполнил, а удачно подвернувшиеся санкции Евросоюза позволили по-тихому закрыть проект, резюмирует он.