Я стояла у главного входа в Эрмитаж со стороны Невы и наблюдала, как люди пытаются попасть в наш великий музей. Но им не повезло - понедельник, выходной. И вдруг подъехали два автобуса и из них высыпались… собаки, ньюфаундленды, ретвиверы, несколько представителей других пород. Это приехали те, кто сопровождает слепых - поводыри вместе со своими хозяевами. Они гордо проследовали в музей - там была презентация проекта "Незримые помощники". И это все о них.
Представьте себе 40 собак на Иорданской лестнице. И тишина. Ни один не гавкнул, даже тогда, когда представители СМИ их очень об этом просили или просто наступали на лапку. Интеллигентнейшие псы со всех концов России прибыли на съезд, организованный Северо-Западным центром по подготовке специальных собак "Симаргл". Оказывается, в Санкт-Петербурге не готовят поводырей и именно сейчас принято решение об образовании подобной площадки.
А Эрмитаж представил новый инклюзивный проект – тифлокопии изображений собак из музейной коллекции – в гравюрах, живописи, ювелирном искусстве, трогательной плюшевой игрушке. Стратегия таких проектов Эрмитажа в том, что тактильные модели, как и другие инклюзивные музейные проекты должны быть интересны не только незрячим и слабовидящим, но и обычным посетителям. Я уже была на подобной экспозиции в Главном штабе - там можно "увидеть" руками ковры, наскальные изображения, даже игрушки, найденные при раскопках. Сейчас представлены три экспонат из 10, которые будут готовы к осени. Место их расположения пока не согласовано. Это может быть и галерея первого этажа Эрмитажа, и дополнительные помещения Главного штаба. То есть собаки будут допущены на мраморные полы и нисколько не заденут своими лапками великолепные паркеты.
Символичным для проекта стал офорт "Слепец с кружкой для милостыни и собакой поводырей" французского гравера Жака Калло. Также был представлен барельеф "Амур с цербером", где цербер воплощает образ собаки.
Игрушка "Плюшевый шпиц" была создана в Германии на фабрике мягких игрушек в девяностые годы 20 века. Это игрушка вероятно принадлежала детям российского императора Николая II, поскольку изначально вещь находилась в доме августейшие семьи - Александровском дворце в Царском Селе.
Далее все отправились на экскурсию по античным залам. И здесь я впервые услышала рассказ специально подготовленных сотрудников. Они заменили глаза посетителям, рассказывая о малейших деталях экспонатов. А собаки лежали тихонько у ног своих подопечных. Им было просто жарко. Но я увидела и их интерес к представленным копиям - один пёс внимательно принюхивался к царском шпицу.
Если обратиться к истории Зимнего дворца, у него тоже была своя собачья охрана. На 3 этаже даже организовали специальный кабинет для осмотра и лечения этих защитников.
А что же Эрмитажный коты, как они восприняли визит такого количества собак? Они спали после сытного обеда, понимая, что путь в залы им противопоказан. Так что, надеюсь, они все поймут правильно, на то они и хозяева.
Татьяна Бушманова
Фото Татьяна Бушманова