Авиавласти продолжают либерализацию европейского воздушного пространства. 27 июня согласно проекту решения межведомственной комиссии Минтранса «Уральские авиалинии» получили статус третьего назначенного перевозчика на Римини с одной частотой в неделю, а «Россия» с той же периодичностью стала вторым назначенным по маршруту Москва – Ницца. Последний пункт вызвал много нареканий. Как известно, авиакомпания «Россия», базирующаяся в Санкт-Петербурге, является дочерней структурой «Аэрофлота», которому принадлежат 75% ее акций. Поэтому решение Минтранса некоторые участники рынка сочли нарушением антимонопольного законодательства.
Учитывая, что официально протокол комиссии еще не подписан, возможны варианты развития сюжета. Тем более что в ФАС не исключают возбуждения дела против Минтранса. «Но мы полагаем, что Минтранс примет решение о том, чтобы обеспечить реальные условия конкуренции на маршруте», – цитирует Анатолия Голомзина, замглавы ФАС, агентство «Прайм». Хотя согласно последним решениям авиавластей при всем богатстве выбора другой альтернативы «Аэрофлоту» на самых желанных и прибыльных направлениях, кроме «Трансаэро», не наблюдается. Один из собеседников «БАНКО» неофициально отметил, что соперничество «Аэрофлота» и «Трансаэро» уже набивает оскомину: «Понятно, что «Аэрофлот» круче всех. «Трансаэро» же по большинству критериев вряд ли сильно превосходит другие крупные авиакомпании России, которые почему-то почти игнорируются при распределении частот».
По мнению экспертов, Ницца не относится к числу сверхпопулярных маршрутов. Хотя Ирина Лурье, директор по туризму Travelsystem, считает, что перевозки непосредственно в этот город не хватает: «Другое дело, что есть рейсы в Марсель и Геную, на которых туроператоры формируют пакеты, в том числе и на Лазурный Берег». С коллегой согласен и Сергей Бураков, замгендиректора «Черри-Тур», который напомнил, что Лазурный Берег до сих пор не отличался дешевизной: «Там весьма дорогое наземное обслуживание, нет переизбытка отелей. Не уверен, что имеет смысл превращать Ниццу в массовое направление». Г-жа Лурье в свою очередь добавила, что наметилась тенденция «перевода» Ниццы в бюджетный сегмент, «как это ни прискорбно». В отличие от пока еще элитной Ниццы, Римини как раз считается массовым направлением, что и подтверждает широчайший ассортимент авиаперевозки.
Те же «Уральские авиалинии» ставили семь чартеров из Москвы в неделю. «Трансаэро» с конца июня имеет три регулярных рейса в неделю. К слову, «Аэрофлот» в Римини не летает. Какие преференции получат «Уральцы» от статуса назначенного? Сергей Антонов, пресс-секретарь авиакомпании, отметил, что теперь у них есть право поставить на этом направлении регулярный рейс, «что мы и сделаем с 14 июля. При том что оставляем за собой шесть чартеров». Назначение еще одного перевозчика в Римини, вероятно, позволит Минтрансу парировать возможные упреки в создании дуополии, на чем акцентируют внимание в последнее время все больше экспертов.