Для сохранения позиции на внутреннем туристическом рынке туроператоры предлагают клиентам отдых по ценам ниже цен здравниц, а также дополнительные услуги и бонусы. По оценке компании "Алеан" доля организованных туристов на курортах в России не превышает 10%. И она неуклонно сокращается, что связано с доступностью прямого бронирования. В российском "исполнении" прямое бронирование обеспечивается звонком или электронным письмом в здравницу или отель. Или вовсе самостоятельным поиском размещения на месте по приезду. Причем, если самостоятельная организация поездки за рубеж зачастую вызвана не только желанием туриста сэкономить, но и найти какой-нибудь нестандартный отель или курорт, то в случае с российскими курортами туристами движет исключительно уверенность в том, что турфирмы "накручивают" цены и "наживаются" на клиентах. Большинство россиян до сих пор уверены, что непосредственно в санатории или гостинице цены ниже, чем в турфирме. Естественно, росту прямых бронирований способствует и тотальное погружение в Интернет. Между тем, сейчас цены в турфирмах зачастую ниже, чем в здравницах. Дело в том, что если два-три года назад в условиях дефицита мест туроператоры могли в высокий сезон продавать отдых практически по любым ценам, то сейчас дефицита мест нет. Туристические компании могут продавать размещение только, если их цены не превышают цену "стойки". Это – условие выживания. "Сейчас для операторов ключевая задача – сближение с ценой объекта, - говорит генеральный директор компании "Алеан" Илья Уманский. – А где возможно, эта цена должна быть ниже". Надо сказать, что выполнить это условие туроператорам не просто. Для этого у средства размещения они должны получить комиссию как минимум в 20%, чтобы "поделиться" ею с агентствами (агентская комиссия составляет 10-14%). Впрочем, И.Уманский уверен, как бы ни были привлекательны операторские цены, тенденция к росту доли прямых бронирований сохранится. Поэтому туроператоры просто будут вынуждены развивать свой продукт и предлагать дополнительные услуги. Так, все более распространенной становится услуга "бесплатные" дети, которую туристы могут получить только, бронируя гостиницу в турфирме. В этом сезоне ее предлагало большинство средств размещения. Причем, возрастная планка неуклонно повышается. На протяжении всего сезона большинство туроператоров проводит всевозможные акции для привлечения клиентов. Еще одно преимущество покупки тура у крупного туроператора – гарантия того, что оплаченное место в здравнице "ждет", а в случае возникновения проблем, они будут решены при участии туроператора: крупные компании открыли на курортах представительства. Так, у "Алеана" они открыты в Сочи, Анапе и Кисловодске. Наконец, турагентство может предложить клиентам ассортимент, не доступный при самостоятельном бронировании. Дело в том, что курортные средства размещения за редким исключением не представлены в системах бронирования. По мнению И.Уманского из-за того, что российские здравницы и отели не имеют классификации и не соответствуют никаким стандартам, завести их в системы бронирования еще долго не представится возможным. "Так что продажа курортных санаториев, пансионатов и гостиниц еще долго будет прерогативой турфирм", - заключил И.Уманский. Впрочем, для того, чтобы удовлетворить стремление россиян к самостоятельным бронированиям, "Алеан" сделал доступным прямое бронирование на сайтах агентств: агентства могут "скачать" контент туроператора на свой сайт. То есть клиенты такого агентства могут самостоятельно подбирать подходящее размещение и бронировать его на сайте. По словам коммерческого директора компании Оксаны Буллах, ряд агентств, активно продающих туры "Алеана" в он-лайн, являются лидерами по объему продаж