С открытием последнего участка трассы М11 «Нева» Москва и Петербург стали еще ближе – время в пути сократилось почти на час.
Но с учетом возросшей стоимости проезда экономическая целесообразность поездки на машине – под вопросом.
Объезд Твери – последний участок скоростной платной трассы М11 «Нева» был открыт 16 июня. Таким образом, время в пути непосредственно по трассе, согласно данным навигационных приложений, сократилось до 6 часов.
И с этой точки зрения поездка на машине теперь вполне может конкурировать с поездом. С учетом времени на посадку/высадку и дорогу до вокзала – даже с «Сапсаном».
Однако остро встает вопрос цены. На сайте Автодора – оператора скоростной трассы – сказано, что проезд на легковом автомобиле в будни без транспондера в одну сторону обойдется от 3230 рублей.
И это без учета стоимости участка от Москвы до Солнечногорска – за него придется заплатить при аналогичных условиях еще 950 рублей. Итого 4180 руб. только за дорогу без учета стоимости бензина. В выходные расходы вырастают до 4850 руб.
Протяженность трассы порядка 680 км. то есть на топливо следует закладывать не менее 2 тыс. рублей в одну сторону. А значит весь путь обойдется в 12-14 тыс. в зависимости от времени суток, дня недели и параметров машины. Можно немного (200-300 руб.) сэкономить, используя транспондер.
Транспондеры «Автодора» T-Pass, дающие максимальную (15%) скидку на проезд по М11, стоят от 4 тыс. рублей. Не забудьте включить на транспондере режим интероперабельнсти в приложении транспондера.
На 300-400 рублей дешевле ехать ночью. Но с точки зрения безопасности и комфорта этот вариант для классических туристических поездок мы рассматривать не советуем в принципе.
В то же время, с учетом увеличения частоты перелетов между двумя столицами после начала действия программы «шаттл» от «Аэрофлота», авиабилеты на это направление можно приобрести от 8 тыс. рублей «туда-обратно», правда, без багажа. За 10 тыс. рублей можно подобрать перелет почти в любое удобное время. То есть на одного человека путешествие в Петербург на самолете обойдется на 20-30% дешевле, чем на машине.
Билеты на поезд в Северную столицу из Москвы в среднем стоят от 1800 руб. за плацкарт в одну сторону, в купе можно поехать за 3,5-5 тыс. рублей на человека, «Сапсан» обойдется от 4,5 тыс. рублей, если покупать билеты немного заранее.
Таким образом, если еще 5-6 лет назад поездка на машине из Москвы в Петербург была экономически целесообразной, даже если водитель путешествовал в одиночестве, то сегодня эта концепция полностью утратила смысл.
С точки зрения финансов дорога на машине до Петербурге теперь окупается только если ехать минимум вдвоем или втроем (например, с семьей с детьми). И/или с большим объемом багажа.
Вместе с тем, вице-премьер Марат Хуснуллин пообещал, что кроме работ на М11 «Нева» в 2024 году должны доделать трасса М12 от Москвы до Екатеринбурга. А в 2025 году ее продлят и до Тюмени.
И эта новость открывает совершенно новые горизонты для автотуристов. Несмотря на то, что сами скоростные трассы, по понятным причинам, проходят вне населенных пунктов и не могут называться особенно живописными, съезды позволяют организовать очень интересные и насыщенные межрегиональные маршруты. А хорошие дороги делают их безопасными и комфортными.
Так, по словам вице-президента АТОР, генерального директора туроператора «Дельфин» Сергея Ромашкина, к 2030 году до 70% туристов будут путешествовать по России на машине.
Екатерина Тропова
Фото АТОР