«Дороги Победы» – так называется масштабный проект, организованный при поддержке Министерства культуры и Российского военно-исторического общества.
В разных городах страны уже состоялись и еще состоятся исторические реконструкции, выставки, фестивали, конкурсы детского рисунка, популярные ныне квесты. Будут представлены новые военно-патриотические туристские маршруты.
Первая в этом году акция проекта, «Дорога жизни», была посвящена 72-й годовщине полного освобождению Ленинграда от блокады. Она началась митингом у мемориала «Цветок жизни». На следующий день в гатчинском Доме культуры прошла конференция «Мужественные военные традиции», открылась выставка картин и фотографий, состоялись дискуссионные «круглые столы».
– Наша цель – передать от поколения к поколению память о подвиге жителей и защитников блокадного Ленинграда, равному которому нет, – сказала директор департамента туризма и региональной политики Министерства культуры Ольга Ярилова.
На конференции много говорилось о патриотическом воспитании, а также о том, что оно не терпит ни суеты, ни наскоков, иначе рискует превратиться в свою полную противоположность и похоронить самые добрые задумки. Представители областных музеев, участвовавшие в гатчинской встрече, подчеркивали: чтобы эффективно заниматься массовым патриотическим туризмом, надо сначала тщательно подготовиться. Потому что нерешенных проблем много. Начать хотя бы с той же Дороги жизни.
– Подвиг ее защитников до сих пор не увековечен в должной мере, – убежден старший научный сотрудник музея-заповедника «Прорыв блокады Ленинграда» Олег Суходымцев. – Недалеко от Осиновца практически забыт уникальный комплекс 101-й артиллерийской батареи на мысе Сосновец. Во время блокады она защищала Дорогу жизни. А ведь там можно было бы устроить музей фортификации под открытым небом!
Мемориальным является лишь отрезок Дороги жизни до Осиновца, который находился внутри блокадного кольца. Но ведь она там не заканчивалась! Автомобильная трасса продолжалась от Кобоны до железной дороги на Волховстрой.
Кроме того, если Осиновец и Кобона более-менее на слуху, то гораздо меньше известно о таких ключевых пунктах Дороги жизни на Большой земле, как Лаврово, Жихарево и Войбокало. Увы, в плачевном состоянии дом в Новой Ладоге, где находился штаб Ладожской военной флотилии. Надо бы привести его в порядок и разместить там музей. Следует вспомнить также и о железнодорожной линии Поляны – Шлиссельбург, построенной за 18 дней сразу же после прорыва блокады. Было бы логично включить этот участок дороги в создаваемый музей-заповедник «Дорога жизни».
– Стоит подумать о том, как связать единым маршрутом оба берега Ладоги, – предложил Олег Суходымцев. – В идеале он должен включить водную часть – около 30 километров, двигаясь по которой можно возлагать венки на местах гибели наших кораблей. И закончить путь, миновав Новую Ладогу, возле Волховской ГЭС, благодаря которой в сентябре 1942 года была прорвана энергетическая блокада Ленинграда...
О пока еще не востребованном потенциале мемориальных объектов Карельского укрепленного района, который во время войны с севера защитил Ленинград от финских войск, рассказал активист клуба истории и фортификации Алексей Шварев:
– До сих пор мало кто знает о том, что всего в 30 – 40 километрах от нашего города есть уникальный комплекс.
Больше пяти лет назад члены клуба взяли на себя заботу об этих объектах фортификации, к которым местные жители зачастую относятся без всякого пиетета, нередко устраивая по соседству свалки и помойки. Волонтеры проводят субботники, устанавливают памятные доски на дотах. Но пока большинство этих объектов совершенно беззащитны: они не имеют официального статуса охраняемых памятников. Сейчас активисты, пользуясь поддержкой областного Исторического клуба при губернаторе, готовят «охранные» документы.
В областных музеях, посвященных войне, тоже есть проблемы. По мнению замдиректора Музейного агентства Ленобласти Яны Седельниковой, только когда они будут решены, можно говорить о музеях как опорных точках патриотического воспитания. Многие музейные здания требуют ремонта. В серьезной реставрации нуждается холст на диораме «Прорыв блокады Ленинграда». Первоначальная смета составляла 13 миллионов рублей, последние расчеты – 29 миллионов.
– Традиция водить детей на места битв известна еще со времен Древней Греции, это очень важный ритуал; однако качество патриотического воспитания зависит еще и от кадров экскурсоводов, – обратила внимание профессор Санкт-Петербургского института культуры Галина Лескова. – Речь идет не только о глубине знаний, но и о принципе «не навреди»: надо хорошо понимать, о чем и когда можно говорить с детьми.
– И об этой проблеме знаем, – откликнулась Ольга Ярилова. – Именно поэтому у нас есть поручение президента страны о введении обязательной государственной аттестации экскурсоводов. Такой законопроект мы разрабатываем.