Во вторник, 16 мая, канцлер Германии Ангела Меркель, подводя итоги встречи с новым президентом Франции Франсуа Олландом, заявила: «Мы оба считаем, что Греция должна остаться в еврозоне». Франция и Германия сделают все, чтобы помочь Греции обеспечить экономический рост, добавила фрау Меркель. Слухи о возможном выходе страны из еврозоны появились еще два года назад. Теперь из-за победы на парламентских выборах партий, выступающих против радикального сокращения бюджета, версии о дефолте как единственном способе для Греции решить проблему внешнего долга появились вновь. Агентство Reuters со ссылкой на источники в финансовой среде сообщило, что большинство крупных банков готовы возобновить торги драхмой – национальной валютой Греции.
Чем возвращение к драхме, а также возможный дефолт страны могут обернуться для туристов?
«Полагаю, что никаких проблем не возникнет, – считает гендиректор «Музенидис Трэвел» Александр Цандекиди. – Некоторые сложности чисто технического характера будут у туроператоров – придется пересчитать и переписать контракты и договоры».
«Но думаю, что Греция останется в зоне евро», – добавил г-н Цандекиди.
Наталья Новикова, руководитель PR-службы TUI Russia & CIS, также считает, что, несмотря на все экономические трудности, ничего драматичного не случится: «Доходы от туристической отрасли весьма значительны для страны, и можно сделать вывод, что развитию этого сектора будет уделено особое внимание при любом развитии событий».
По мнению представителей ТО, основной проблемой направления остается не возможная смена валюты, а процветание демпинга. Как сказала г-жа Новикова, для оздоровления рынка в наступающем сезоне туроператоры несколько сократили перевозку в попытке ликвидировать дисбаланс между подогреваемым ценами, спросом и предложением.
Между тем старт сезона в рамках акции раннего бронирования и праздничные первомайские продажи туров в Грецию показали высокий темп продаж в сравнении с аналогичным периодом прошлого года (до 40%), однако прибыльность направления оставляет желать лучшего.
Эксперты не исключают, что эйфория весенних продаж может подтолкнуть к увеличению авиаперевозки в летние месяцы. В этом случае дисбаланс между спросом и предложением резко возрастет, и все участники греческого рынка в итоге проиграют. Победителем в этой конкурентной схватке останется только прямой клиент, который получит бюджетный отдых в Греции. А чем он будет платить – евро или драхмами – в принципе без разницы.