Самая животрепещущая тема туристической общественности Вологодской области, как выяснилось на проходящей в эти дни выставке «Отдых», – это продвижение Деда Мороза в качестве главного символа зимней Олимпиады 2014 года. Баталии на всероссийском открытом конкурсе грядут нешуточные. Странное дело: при такой серьезной заявке вотчина Деда Мороза под Великим Устюгом до сих пор остается «полузакрытой зоной». Нет, совместная инициатива семилетней давности бывшего главы района Великого Устюга Виталия Филимонова и столичного мэра Юрия Лужкова состоялась. Великоустюжскому Деду за короткий срок удалось стать всероссийским брендом. Зачастили в гости к нему и туристы – как из России, так и из-за рубежа. «Прежде всего удалось увеличить почти в пять раз номерной фонд, – рассказала Наталья Яковлева, директор Туристско-информационного центра Вологодской области. – Соответственно, турпоток возрос с единиц до тысяч человек». Количество гостиниц выросло с двух до девяти; точное число комнат выяснить не удалось, но большинство объектов представляют собой коттеджи на несколько номеров. «Главное, на что жалуются туристы, это цены, которые стали сравнимы с курортами где-нибудь в Альпах, – жалуется менеджер по приему туристов компании "Устюг-тур" Светлана Тищенко. – В сезон, то есть на новогодние каникулы, стоимость проживания и обслуживания подскакивает на 100%». Но не ценами едиными пугает древний город. На выставке «Отдых/Leisure» один из побывавших в прошлом году в вотчине Деда Мороза турист пожаловался на трудности перевозки: ночь поездом до Вологды, затем четыре часа на автобусе. В то время как с Устюгом, оказывается, есть железнодорожное сообщение. «Что толку, "чартерные" поезда курсируют один раз в год по шесть-семь рейсов в новогодние дни. В прочие даты они нерентабельны», – сетует Светлана Тищенко. Как выяснилось, в Устюге действует даже аэропорт, причем не какой-нибудь заштатный, а способный принимать среднемагистральные самолеты типа Ту-154. Он и принимает, но только с высокопоставленными пассажирами на борту. «Пока не сформируется стабильный круглогодичный турпоток, ни железнодорожное, ни воздушное сообщение не будет востребовано», – считает один из местных экспертов. На что другие резонно отвечают: «Пока условия приема, уровень обслуживания и транспортная доступность не станут привлекательными, стабильного турпотока ждать не стоит».