В нашем так называемом «обществе равных» полноценный туризм людям с ограниченными физическими возможностями практически недоступен. На деле это означает дискриминацию группы населения численностью около 14 млн., не считая временно маломобильных россиян, проходящих реабилитацию или курс лечения. Все они просто выпадают из целевой аудитории туроператоров и отельеров. Однако организация доступного туризма может быть не только финансово затратным проектом (каким, увы, зачастую считается), но и удачным вложением средств. Работа по развитию доступного туризма в России ведется, правда, пока больше напоминает подземные потоки, которые, какими бы сильными ни были, на поверхности не слишком заметны. Тем не менее, процесс двинулся с мертвой точки, о чем свидетельствует II ежегодная конференция по доступному туризму, проведенная в рамках выставки «Интурмаркет». Собравшиеся делились наработанным опытом и пополняли собственные «банки идей», с тем, чтобы потом осуществить их на практике. На конференции обсудили меморандум об актуальных вопросах, формирующий план работ на ближайшие пару лет. Документ будет направлен в министерства, ведомства, общественные и научные организации, а также субъектам туриндустрии.
Пока проблем больше, чем решений: Россию не сравнить ни с Европой, ни с США, где везде предусмотрены специальные двери и пандусы для инвалидов-опорников, рядом с достопримечательностями расположены уменьшенные копии для слабовидящих и т.д. У нас не только копий – лифта порой не найдешь. Именно проблема транспортной доступности остается в России самой острой. Как отметил один из спикеров, сложности возникли даже с трансфером на конференцию по доступному туризму – оказалось, что построенная специально для удобства участников выставок в «Крокус Экспо» станция метро Мякинино не оборудована эскалаторами. Как быть маломобильным делегатам? А ведь станция совсем новенькая и строилась в соответствии с самыми современными требованиями…
То, что тема путешествий для инвалидов, ранее мало кому известная, стала предметом пристального внимания общественности – во многом заслуга Министерства спорта и туризма, Ростуризма, РСТ и Комитета по туризму и гостиничному бизнесу столицы Ирина Руденко, заместитель председателя Комитета, сообщила, что в Москве проживает более миллиона инвалидов. Многие из них были бы рады открыть для себя мир, если бы не проблемы с дорогами, не приспособленными для них объектами культурного наследия и т.д.
Правительство разработало программу с конкретными цифрами и сроками. Например, общественный транспорт к 2016 году на 70% должен быть низкопольным. Департамент культуры отвечает за то, чтобы музеи стало удобно посещать маломобильным гражданам. Также необходимо адаптировать для инвалидов отели: на сегодняшний день оборудовано 152 номера в 42 гостиницах столицы. Этого недостаточно, но начало положено. Правительство готово поддержать любые начинания в русле глобального этического кодекса туризма, принятого еще в 1999 году.
Доступность следует интегрировать во все объекты, продукты и услуги еще на стадии проекта, а уже созданное – постепенно адаптировать. Это важно не только в плане защиты прав человека и создания равных возможностей для всех групп населения, но и в смысле экономической выгоды, которую пока что не все осознают. Между тем она очевидна. Около 650 млн. человек в мире страдают от той или иной формы инвалидности и не покидают родных мест лишь потому, что в поездках сталкиваются с препятствиями. Их потенциал как туристов практически не используется. При этом маломобильная клиентура способна приносить колоссальные доходы. Во-первых, помимо упомянутых шести сотен миллионов, есть еще пожилые люди, которые часто не рискуют отправляться в путешествия, поскольку ходят медленнее остальных, нуждаются в удобных кроватях и особом питании, которое не везде могут получить. В конце концов, все мы знаем, насколько обманчивы бывают красочные описания гостиниц и экскурсий в устаревших буклетах.
Добавим сюда тех, кто страдает заболеваниями типа диабета, но станет абсолютно полноценным и нетребовательным туристом, если в любом ресторане сможет получить подходящее питание. Категорию маломобильных граждан практически удваивают сопровождающие, которые так же покупают билеты на самолет, бронируют номера и заказывают экскурсии. Не говоря о том, что инвалиды располагают массой свободного времени для поездок. Многим из них врачи настоятельно рекомендуют путешествовать в «низкий» сезон, когда не жарко, и для полупустых курортных гостиниц зимой такие клиенты могут стать спасением.
Люди с ограниченными возможностями, если уж путешествуют, то не экономят: покупают дорогие индивидуальные туры заказывают дополнительные услуги. Это еще и очень благодарная аудитория: однажды организовав хорошую поездку, вы получите этого клиента навсегда.
Примеры успешной практики в этом сегменте туризма есть. Интересным опытом участия в государственных социальных программах поделился с участниками конференции член Комитета по туризму бундестага Германии Андре Новак. Доступным туризмом страна вплотную занимается уже 30 лет. Важнейшие выводы за эти годы – маломобильные клиенты не нуждаются в создании для них особых мест пребывания и специальных маршрутов, а развитие безбарьерного туризма положительно отражается на экономике страны. Сегодня в Германии заняты развитием и выводом на рынок специальных предложений и сервисов, а также разработкой единой символики (ею в перспективе смогут пользоваться и другие страны Европы) и повышением стандартов качества, обучением сотрудников работе с инвалидами. Много сил вкладывается и в создание интернет-платформы туристических предложений подобного профиля.
В Германии абсолютно все строящееся сейчас адаптировано для людей с ограниченными физическими возможностями. Интересно, что иногда для больших свершений достаточно твердой позиции одного человека. Всем нам знаком, хотя бы по фото, стеклянный купол над Рейхстагом, откуда можно любоваться панорамой Берлина. Изначально архитектор планировал лестницу, поскольку конструкция не предполагала лифт, но под проектом требовалась подпись всех депутатов бундестага. И один из них, передвигающийся в инвалидной коляске, сказал: «Если я не смогу туда подняться – купол не будет построен». Так появился в Рейхстаге пандус без ступеней, и теперь любой турист, в инвалидной ли коляске, на костылях или в ортопедических ботинках, может побывать в куполе.
В испанской Каталонии в 2007 году также сделали ставку на развитие безбарьерного туризма. Как рассказала заместитель председателя АНТОР Кристина Ионицкая, сейчас здесь 24 полностью приспособленные для нужд маломобильных гостей «зеленые зоны». Адаптировано все – от аэропорта до многокилометровых пляжей, включая развлекательные сервисы, например катание на воздушных шарах для инвалидов-колясочников или горнолыжную зону – к трассам курорта Мармолина можно подъехать на специальной ленте или особом лифте. Заведения общепита разрабатывают специальные меню (для диабетиков и т.д.). Интересен и опыт музеев Барселоны, которые теперь могут посещать слабовидящие и слабослышащие: экспонаты и схемы этажей дублируются макетами, в помещениях – световые аудиогиды, а экскурсоводы владеют языком жестов.
В Испании ощущается и серьезная государственная поддержка. Например, если проект, учитывающий требования инвалидов, сочтен перспективным – компания легко получит под него беспроцентный кредит, что для России пока нонсенс.
По словам представителя Управления социальных связей Министерства солидарности и социальных связей Французской Республики Ивана Дениона, эта страна также поставила перед собой амбициозные задачи в развитии туризма для людей с различной формой инвалидности. Одна из программ предусматривает, что уже к 2015 году все здания, общественный транспорт и дороги во Франции должны быть доступны для маломобильных групп населения. То, что нельзя адаптировать, подлежит замене или реконструкции. Архитекторы в обязательном порядке будут проходить обучение по доступности среды.
Франция, как и Германия, предлагает свои символы, призванные обозначать все доступное лицам с ограниченными возможностями, то есть музеи, гостиницы, такси и т.д. С момента учреждения системы уже более 4 тыс.структур во Франции получили такую маркировку.
На конференции обсуждались многие другие вопросы – специфика авиаперевозок маломобильных граждан, обучение кадров для этой сферы, волонтерства и т.д. Однако главный вывод понятен всем – доступный туризм следует рассматривать не как масштабные затраты, а как инвестиции в развитие туристической сферы. Таковыми они и будут, при условии грамотного маркетинга и готовности компаний учитывать нужды столь большой аудитории. Конечно, необходима и поддержка правительства, особенно по части создания нормативов (транспортных и т.д.). Ведь те же гостиницы не станут оснащать номера для инвалидов, если к отелю невозможно подъехать на коляске. Инициатива должна исходить от государства, но и частному сектору не следует отставать.