Глава комитета Госдумы по туризму: в одиночку государство не вывезет, нужна помощь бизнеса
Сангаджи Тарбаев — о развитии внутреннего туризма, его слабых местах и о новых тенденциях, которые будут перспективны в этой сфере
Глава комитета Госдумы по туризму и развитию туристической инфраструктуры Сангаджи Тарбаев дал эксклюзивное интервью ТАСС на полях Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ). Парламентарий рассказал корреспонденту агентства об основных проблемах туризма в России, о дальнейшем развитии программы туристического кешбэка, о новых перспективных направлениях в туризме, а также о начале туристического сезона в России.
— Какое на сегодняшний день влияние оказывает уровень подготовки кадров в туристической отрасли? Достаточно ли этих кадров?
— По итогам наших показателей, которые зафиксированы в национальном проекте, в 2022 году должно быть порядка 3 млн людей, работающих в сфере туризма. К 2035 эта цифра должна вырасти до 5 млн. Сегодняшние мощности всех образовательных вузов, всех программ в совокупности в год нам дают от 50 тыс. специалистов в этой сфере. И мы уже сейчас чувствуем недостаток рабочих квалифицированных кадров в сфере туризма. Примерно 80% уже существующих кадров требуется переквалификация, около 30% кадров нам в принципе не хватает. Поэтому вопросы, связанные с обеспечением кадров в туристической сфере, стоит очень остро. Если вопросы, связанные с инфраструктурой, строительством, можно спланировать и решить за ближайшие три-пять лет, то кадровым вопросом необходимо было начать заниматься уже вчера. Есть еще проблема, связанная с методикой, — у нас сегодня нет четко сформулированной современной методики в сфере туристического образования. Мы выступаем за то, чтобы наконец-то в рамках Министерства труда, Министерства образования был создан общероссийский общеметодический центр, который занимался бы стандартизацией, квалификацией тех методик, которые должны применяться при подготовке этих кадров.
Одна из инициатив, которую мы в Госдуме в последний месяц обсуждаем связана с созданием центра переквалификации. На мой взгляд, государство самостоятельно этот вопрос решить не сможет, тут нужно привлекать бизнес, нужно давать им преференции, какие-то механизмы, которые будут сподвигать его заниматься образованием своих работников. У нас есть такие примеры, когда отдельные большие туристические комплексы занимаются подготовкой кадров под себя, и я считаю, что это выход из ситуации, потому что, когда ты готовишь кадры уже с прицелом на конкретную работу, это более эффективно. Здесь вопрос с кадрами и образованием лежит в плоскости бизнеса и государства. Нужно создать бизнесу условия для такой возможности.
— Насколько эффективной оказалась программа туристического кешбэка и какое ее дальнейшее развитие вы видите?
— Туристический кешбэк был введен для туристов в низкий сезон для того, чтобы привлечь их в те места, куда обычно в этот самый низкий сезон туристы ездят не очень хорошо. Механизм туристического кешбэка был введен в 2020 году, но ввиду его новизны не пользовался большим спросом. Но вот в этом году мы видим, что туристический кешбэк набрал огромную популярность, следующий этап туристического кешбэка будет запущен осенью, и есть основания предполагать, что и там он тоже будет работать очень успешно. Потому что практически всеми деньгами, которые были выделены из бюджета на кешбэк, люди массово воспользовались. Я бы хотел сделать акцент на детском кешбэке, который был введен в качестве эксперимента, — в этом году его продлили. Я считаю, что это очень важный момент, потому что у нас в целом ситуация с детским туризмом находится на уровне ниже среднего. Из 18 млн школьников у нас доступ к отдыху имеют 4,5 млн, из них 1,5 млн отдыхают в условиях стационарного размещения: в детских лагерях, легко возводимых палаточных городках, что тоже, я считаю, не является пределом совершенства. У нас есть запрос сейчас от крымских детских лагерей, дальневосточных лагерей, там у них заполняемость 20-30%, это говорит о том, что они готовы принять еще детей. Детская программа кешбэка закончилась, и теперь дети, скорее всего, не смогут воспользоваться этой мерой. С этой целью мы обратились к председателю Правительства Михаилу Владимировичу Мишустину с тем, чтобы рассмотреть вариант о продлении детского кешбэка, потому что у нас сейчас разгар сезона, а средства, предусмотренные на детский кешбэк, уже закончились.
Я бы в части продления детского кешбэка рассмотрел вариант поддержки детей из ДНР и ЛНР, которые сегодня находятся у нас здесь в качестве беженцев
Я думаю, что они бы с удовольствием провели месяц или несколько недель в детском лагере, а крымские лагеря и дальневосточные повысили бы свою заполняемость.
— В этом году заканчивается эксперимент по взиманию курортного сбора. Насколько он оправдал себя и планируется ли его дальнейшее продление?
— Суть в том, что люди, которые посещают ту или иную курортную зону, платят определенные курортные сборы. Этот сбор определяется регионом и на практике составляет от 10 до 50 рублей. Те регионы, которые участвовали в курортном сборе, довольны результатом, потому что деньги, которые собираются за счет этого сбора, окрашены, то есть их нельзя тратить на другие какие-либо направления, и эти деньги остаются в муниципалитетах. Таким образом, регионы получают средства, которые можно потратить на улучшение курортной инфраструктуры, на создание дополнительных туристических объектов. В этом смысле я считаю, что курортный сбор должен быть продлен. Тем более что в рамках комитета Государственной думы мы поддержали законопроект большинством голосов и рекомендовали Госдуме принять его при рассмотрении в первом чтении. Сейчас слово за Правительством и за ответственным комитетом — комитетом по налогу и бюджету. Мы полностью поддерживаем эту инициативу.
— Какие сейчас вы видите перспективные направления в туризме?
— Если мы не берем во внимание пляжные, уже всем знакомые Сочи, Краснодарский край и Крым, следующим направлением я бы назвал экологический туризм, речной круизный туризм и автомобильный. Все эти три направления естественны для России, особенно учитывая, что сегодня у нас есть проблема с авиасообщением, и у нас очень много людей переключились на автомобили. Эта сфера у нас не отрегулирована. Пока не понимаем, как отличить автомобильного туриста от простого туриста. У нас в принципе отсутствуют инфраструктура вдоль дорог, туристические продукты для автомобильного туризма, автодома, парковки и зарядки для них. Данный тип туризма не популярен, потому что нет условий для его развития.
В автомобильном туризме у нас есть большое перспективное поле для законодательной инициативы
Экологический туризм также требует внимания, потому что у нас в России есть много особо охраняемых природных территорий, которые можно было бы показать нашим туристам. Но законодательство и непродуманность с точки зрения сохранения экологии, определенные ограничения нас тревожат. Все эти вопросы нужно будет решить на законодательном уровне. Но речной туризм мне кажется тоже очень интересным направлением. Взять хотя бы Волгу, на которой стоит порядка 6-7 городов-миллионников, в которых уже сформирован свой туристический поток. Есть свой турпродукт. Здесь нам нужно решить две проблемы: первая — создание флота, вторая — создание инфраструктуры, портов, причалов. После решения этих проблем мы сможем начать переориентировать туристов на речной туризм. Если со времен появятся круизные корабли от Москвы до Астрахани, которые курсируют через Казань, Самару, Волгоград, то это тоже может быть, с точки зрения турпродукта, очень интересным для наших граждан.
— Как вы оцениваете начало туристического сезона в России? С какими трудностями пришлось столкнуться?
— Трудности, конечно, есть, потому что к такому резкому увеличению объема внутреннего туризма наша инфраструктура пока еще не готова. Мы видим перегрузку, повышение цен, транспортные сложности, связанные в том числе с санкциями. В целом начало сезона неплохо идет в Краснодарском крае, в Крыму чуть похуже из-за проблем с транспортной доступностью. Более того, мы видим основные проблемы, которые возникают при перегрузке нашей системы, видим те направления, которые могут быть расширены для того, чтобы снять нагрузку с южных регионов. Не туризм должен подстраиваться под логистику транспорта, а уже транспортная логистика начинает подстраиваться под туризм. И это очень важно. Потому что мы сейчас смотрим на сформированную логистику как на данность. Важно, чтобы транспорт шел навстречу туристическим потокам, по крайней мере в те сезоны, когда спрос превышает предложения. Если у людей был выбор с точки зрения транспортной доступности, то они поехали бы и в Карелию, и на Алтай. Еще мы обсуждали такой вид туризма, как железнодорожный туризм, это тоже вид туризма, который мог бы стать популярным в России, учитывая, что железная сеть пронизывает всю страну.
Фото (с) ТАСС