Музею-заповеднику «Царское Село» передана уникальная коллекция цветных фотографий, выполненных в начале XX века. Раритеты имеют самое непосредственное отношение к истории дворца и имеют важнейшее значение для воссоздания его интерьеров.
Так называемые автохромы приобретены на аукционе в Париже благодаря поддержке американских меценатов. Какими были дворцы Романовых в 1917-м году, рассказывают Рассказывают «Новости культуры». За этим собранием, легко скрываемом в деревянной шкатулке, музейщики Царского Села охотились много десятилетий. Речь не о драгоценностях царской фамилии, хотя для специалистов реставрации содержимое шкатулки действительно бесценно. Автохромы, приобретенные на аукционе во Франции, были выполнены в 1917 году, сразу после того, как из Александровского дворца революционный конвой вывез семью последнего российского императора. Автохром - это цветное изображение на стекле, которое стало популярно в начале XX века. Изобрели его братья Люмьер, французские фотографы. Само по себе это изображение технически состоит из совмещения трех растров – красного, зеленого и синего. С лета 1917 года в бывших императорских дворцах работала историко-художественная комиссия под руководством известного искусствоведа Георгия Лукомского.
Первый хранитель дворца проделал колоссальную работу по инвентаризации дворцового имущества. Каждый интерьер фиксировался на автохромах военным фотографом Андреем Зеестом. Для перемещений по паркам с аппаратурой полковнику даже выделили специальный экипаж. Около 40 цветных фотографий попали в фонды музея в 60-е годы прошлого века от вдовы Зееста. Большую часть архива вывез за границу Георгий Лукомский. На аукционе в Париже представители музея приобрели 39 раритетных снимков. «Это совершенно ни с чем не сравнимый материал сейчас. Когда мы приступили к реставрации Александровского дворца, этот материал даёт нам отсутствующую информацию о том, как выглядели эти интерьеры», - объясняет директор ГМЗ «Царское Село» Ольга Таратынова. Кленовая и Палисандровые гостиные Александровского дворца, игральная наследника цесаревича Алексея, до последнего времени в музее не было ни одного изображения этого интерьера.
«Они дают представление о тех стенах или простенках или потолках или декоре потолка, которое мы раньше не имели. Они дают возможность увидеть иконостас церкви. У нас последнее изображение – это иконостас 1860 года. Все, больше церкви мы не видели», - говорит заместитель директора ГМЗ «Царское Село» Ираида Ботт. По сравнению с обычной фотографией автохром дает более четкое и подробное изображение, при сканировании у музейщиков есть возможность изучать интерьеры в мельчайших деталях. Автохромы Лукомского меняют представление даже о самых известных интерьерах Екатерининского дворца. Сложно представить, но в 1918 году все пространство большого тронного зала было закрыто единым красным ковром. Ковер насыщенного красного цвета и необычная падуга при переходе к плафону. В начале XX века самый роскошный интерьер дворца выглядел по- другому.
«Но мы знаем, что в годы войны зал был разрушен практически полностью. А.А.Кедренский, когда разрабатывал проект его создания, ориентировался на середину XVIII века», - говорит старший научный сотрудник ГМЗ «Царское Село» Виктория Пауде. Приобрести автохромы музею помог американский исследователь истории последних Романовых. Когда в августе 17-го в эти покои вошла комиссия Лукомского, на столах в гостиных еще стояли цветы, за которыми ухаживала императрица Александра Федоровна.