Выходишь из метро на станции «Крестовский остров» – и попадаешь в царство претенциозного и, прямо скажем, весьма безвкусного хай-тека.
Причудливые громадины из стекла и бетона буквально «давят» некогда тихий уголок. Через дорогу грохочет табун звероподобных металлических монстров-аттракционов. Двести метров в сторону Елагина острова, поворот налево – и начинается целый микрорайон «навороченных» новостроек, абсолютно безжизненных, с надписями SALE в окнах. Чуть подальше – Гребной канал, по правому берегу которого, на острове Бычьем, когда-то кипел «яхтенный шанхай». Здесь теснились десятки сарайчиков-клетушек, принадлежащих яхт-клубам многих, даже весьма солидных, организаций. Над водой громоздился лес мачт. Ныне ничего этого нет. Все сметено могучим ураганом. На дворе совсем другая жизнь.
«Город здоровья», который планируется построить на Бычьем и прилегающей к нему западной косе Крестовского, можно описать одним словом – «элитный». Ну а как иначе? Место-то золотое! Кругом – зеленые зоны, чистый воздух с Финского залива (немножко, правда, подпортит трасса ЗСД, но она же обеспечит и удобный выезд из города). Здесь не будет случайных людей, а будут только те, кто способен оплатить всю эту красоту.
В данную концепцию укладывается и развернувшаяся на берегу Средней Невки реконструкция яхт-клуба «Морской». Крупная московская фирма Burevestnik Group (пять яхт-клубов, из них три в Москве, один в Сочи, в оперативном управлении – более 600 яхт) выкупила 3 га прибрежной земли и собирается создать на них маленький рай. Декларируется возрождение бытовавшего здесь когда-то Императорского яхт-клуба. Разумеется, с сервисом на уровне мировых стандартов. Марина (гребенка яхтенных причалов) со всей необходимой инфраструктурой, пятизвездный отель с фитнесом и СПА-салоном, ресторан «высокой кухни».
Предполагается, что членами клуба будут преимущественно жители того самого близлежащего микрорайона, пока еще (правда, говорят, уже не первый год) находящегося в стадии SALE. Не стыдно будет здесь принять и гостей из других стран. «Морская столица России» встретит их не грязными сараями, а вполне европейским лоском.
Хорошо это? Однозначно хорошо. Морской фасад города приобретает респектабельный вид, в городскую казну капает копеечка от налогов, коих от прежней яхтенной голытьбы, понятное дело, не было и быть не могло.
Только вот куда вся эта голытьба, мозолящая глаза приличным людям, должна деваться? Этот вопрос неожиданно встал на вполне мирном мероприятии, проходившем в яхт-клубе «Морской», – ежегодной выставке St. Petersburg International Boat Show.
Собственно, яхтсменам в традиционном понимании этого слова делать там было нечего – у причалов громоздились моторные суда стоимостью в одну-две, а то и более, питерские квартиры. Все это были атрибуты жизни будущих членов возрождаемого Императорского яхт-клуба, ничего общего не имеющих с теми, кто здесь раньше обитал. Зато на приуроченном к выставке «круглом столе» представители двух параллельных миров вдруг оказались рядом. И заговорили на разных языках.
Выступил, к примеру, представитель крупной строительной фирмы, возводящей дома на берегу Малой Невки. Прямо перед домом – яхтенная стоянка. Естественно, только для его жильцов. Хочешь держать здесь яхту – покупай квартиру в этом доме. И покупают. Только вот парадокс – стоянка почти пустая. Люди не пользуются такой фантастической возможностью – вышел из дома в тапках, сел на яхту и пошел хоть вокруг света!
– Ничего удивительного, – заявляет президент Санкт-Петербургского парусного союза Сергей Алексеев. – Яхта это не автомобиль, на котором можно научиться ездить за несколько месяцев. Чтобы стать яхтенным капитаном, нужно лет десять. А если думаешь, что все так просто, доедешь только до опоры ближайшего моста.
В те времена, когда Алексеев начинал свою парусную жизнь, обучение так и шло – годами. Мальчишек, приходивших в яхт-клубы с горящими глазами, сначала окунали «в трюмы» – со шкуркой, банкой краски, рубанком или ножовкой. Параллельно шло штудирование всех морских наук. Каждый миллиметр своего судна будущий яхтсмен проползал «на пузе», каждую веревочку знал как родную. Там, в «шанхаях», ковались характеры бойцов. Те, кто выдерживал все это – полгода в краске, клею, среди опилок, стружек и деревянной пыли, уже не боялись ни волн, ни ветра.
Нынешних «романтиков», ясное дело, ползать на пузе и дышать краской не заставишь. Они хотят красивой жизни. Причем сразу, без особого труда. Не случайно (язык – зеркало жизни!) слово «яхта» сегодня изменило свой смысл. Вместо хлопающего над головой паруса и свистящего гика (перекладины, которой каждый начинающий яхтсмен хоть раз, да получал по затылку) – рев могучего мотора. Вместо мокрой палубы и кубрика с гамаками – салон с баром и белоснежными кожаными диванами...
Традиционный яхтинг, однако, еще жив, хотя из прежних мест обитания практически полностью выдавлен. За этим же «круглым столом» оказался представитель яхт-клуба «Стрельна», уничтожаемого буквально сейчас. Яхтсменам (около сотни бортов) предложено освободить территорию до 31 октября. Более чем столетняя история клуба, детская парусная школа, буерный центр (для буеров, кстати, уникальное место – зимой всегда чистый лед) – все псу под хвост. Новый хозяин, разумеется, обещает сделать здесь яхт-клуб. И, разумеется, элитный – отель, бизнес-центр, ресторан, все как у людей. Только не для всех людей...
Изгнанники осваивают выселки. О своей нелегкой жизни поведали представители яхт-клубов «Териоки» (Зеленогорск), «Восточный» (правый берег Невы, ближе к Ладоге), «Общества любителей спорта» (на его базе пытаются создать яхт-клуб в Ломоносове). У каждого своя тяжелейшая история борьбы за существование. И связана она не только с тупостью и вороватостью наших чиновников, но и с дуростью наших законов. Очевидный, к примеру, абсурд: 90% российских яхт сегодня ходят без регистрации, потому что по нынешним правилам зарегистрировать их практически невозможно. Яхтенной политики на уровне государства нет. Само собой, нет ее и на уровне города. Каждый выживает (или умирает) в одиночку.
Собственно, в городе сейчас всего два полноценно действующих яхт-клуба – «Балтиец» и Яхт-клуб Санкт-Петербурга (раньше главным был Центральный на Петровской косе, но сейчас, как любит говорить Алексеев, он больше преуспел лишь в ресторанном бизнесе). Оба – счастливое сочетание удачного случая и невероятной активности их руководителей.
Первому помог... премьер-министр Китая. Старый «Балтиец» попал в зону строительства «Балтийской жемчужины». Китайцы вышли на тогдашнего губернатора Валентину Матвиенко, яхтсмены подтянули все свои связи и ресурсы, и в итоге через два года на новом месте возник один из лучших клубов Европы.
Второму выпал «козырный туз» в виде строящегося рядом «Лахта-центра». Разумеется, могущественный «Газпром» пожелал сделать себе «визитную карточку» в виде современного яхт-клуба. Но к полученным от корпорации деньгам яхтсмены прибавили бездну собственной энергии и труда. В итоге именно здесь, на месте бывшей гигантской свалки, сегодня средоточие всей парусной жизни города. Самое главное – активно развивается «детская составляющая»: проводится масса соревнований для детей, работает Академия парусного спорта, где обучаются более 300 человек.
Только вот что будет с этими детишками дальше, когда они захотят пересесть с маленьких швертботов «Оптимист» на большие яхты? Увы, большинству из них «места под солнцем» не хватит, и с морем им придется завязать. Если, конечно, они не пробьются в «параллельную жизнь». Но это уже другой вид спорта. Или даже вообще не спорт.