Электронная путёвка так и не превратилась в работающую систему с 01 сентября

Электронная путевка запустится с 1 сентября, но не заработает. Смысл этого процесса объясняют эксперты АТОР.

С 1 сентября 2022 года для туроператоров начинается тестовый период для подключения к системе электронных путевок – но вопреки сообщениям СМИ они не «должны» с этой даты что-либо туда передавать. Более того, технически абсолютное большинство участников рынка сделать это, даже при желании, просто не сможет – систему надо опять дорабатывать.

ЧТО ПРОИЗОЙДЕТ 1 СЕНТЯБРЯ С ЭЛЕКТРОННЫМИ ПУТЕВКАМИ

1 сентября 2022 года в тестовом режиме должна заработать Единая информационная система электронных путевок. Согласно новой редакции Федерального закона «Об основах туристической деятельности», туда должны заноситься все данные о поездке.

Но с 1 сентября 2022 года туроператорам внесение таких данных не вменяется в обязанность: они могут делать это добровольно и при наличии технической возможности.

Штрафы и ответственность за невнесение данных наступит только в 2023 году: для туроператоров по выездному туризму обязательной система электронных путевок должна стать 1 марта 2023 года (то есть тестовый период – полгода), а для туроператоров по внутреннему туризму – только 1 сентября 2023 года (тестовый период – 1 год).

Таким образом, писать, что «туроператоры с 1 сентября «должны будут выдавать всем электронные путевки» будет как минимум некорректно. Не должны. Однако есть и другой аспект этой проблемы: даже при желании большинство игроков рынка сделать это не сможет. И QR-код, ведущий на ссылку, по которой отображаются сведения о туре, туристу с 1 сентября вряд ли будет возможно выдавать.

О ТЕХНИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ЭЛЕКТРОННЫХ ПУТЕВОК

Из того что известно: все закрытые тесты системы проводились не на реальных путевках, а на примерах, на стенде. Поэтому как система будет работать «на потоке» и с настоящими турами – не до конца понятно.

«В прошлом году мы находились в рабочей группе и успешно провели тестирование стенда ГИС ЕИСЭП совместно АО «НТТ». Соответственно, с нашей стороны техническая возможность подключения к системе есть, и мы готовы начать активное внедрение передачи данных по заявкам, когда это потребуется. Наши специалисты находятся на связи с ответственными лицами в Ростуризме и АО «НТТ» и при необходимости консультируются, в том числе по вопросу ЕФРТА», – рассказали «Вестнику АТОР» представители туроператора ANEX Tour.

Таким образом, речь идет все о том же тестировании «на стенде», о котором мы писали в прошлом году. Кроме того, отметим, что все остальные опрошенные редакцией туроператоры – как по выездному, так и по внутреннему туризму, либо отказались от комментариев по поводу готовности к запуску новой системы с 1 сентября, либо четко свидетельствуют о неготовности.

По словам нескольких участников рынка (как крупных, так и средних компаний) технически система сейчас по-прежнему не готова и как с ней работать – туроператорам не ясно.

«Пока у нас нет ничего: ни инструкций, ни доступов, ни интеграций, 1 сентября точно ничего не запустится», – говорит один из представителей туррынка.

Несмотря на то, что формально инструкции есть (руководство по подключению туроператоров к ИС «Электронная путевка» опубликовано в открытом доступе на сайте Ростуризма), туроператорам необходимо еще дополнительно выяснять, как именно им нужно следовать. Но эти вопросы пока упираются в молчание разработчика системы.

«Специалисты уже начали работу над интеграцией системы, однако ввиду задержек с получением обратной связи от сотрудников технической поддержки данного продукта по возникающим в ходе процесса вопросам, с высокой долей вероятности на завершение работ потребуется больше времени, чем ожидалось», – дипломатично рассказали о ходе работ в пресс-службе TEZ TOUR.

Как свидетельствует ряд источников редакции на туроператорском рынке, и регулятору, и туроператорам пока понятно одно: 1 сентября система в масштабах РФ не заработает. Для того чтобы это случилось, ЕИС ЭП надо будет серьезно дорабатывать. Это потребует денег. Вероятно, они будут в очередной раз выделены государством.

ЧТО НУЖНО ИСПРАВИТЬ В ЭЛЕКТРОННОЙ ПУТЕВКЕ: МНЕНИЯ РЫНКА

Как уже было сказано выше, срок 1 сентября не критичен – туроператоры не должны выгружать сведения в систему электронных путевок с этой даты. Соответственно, доработка может продолжаться еще несколько месяцев.

По мнению технических специалистов туроператорских компаний, ранее ознакомившихся с работой системы, в ней есть еще много критических «архитектурных» моментов, нуждающихся в доработке. Один из них – это невозможность внесения сложных туров.

«Например, если в туре больше одной гостиницы, их нужно сложным образом добавлять вручную, что отнимает время. А если тур такой, что, например, 12 числа на отдых вылетает вся семья, но потом мама улетает, а вместо нее прилетает бабушка, внести его в систему просто невозможно», – приводит пример собеседник издания.

Второй важный момент касается защиты прав туриста, которая декларируется как основная цель внедрения системы.

Вице-президент АТОР, руководитель туроператора Space Travel, Артур Мурадян указывает на тот факт, что, согласно имеющейся документации к ЕИС ЭП «сведения в систему передаются туроператором по окончании календарного месяца, но не позднее 15 числа следующего месяца, общим реестром договоров».

А это значит, что, например, данные о туре туриста, который купил тур 01.08 с вылетом 08.08, в систему электронных путевок попадут только в начале следующего месяца. Какой тогда QR-код при заключении договора он может получить и как, если его данные на момент покупки в систему не выгружены, а к моменту выгрузки он уже успешно вернется? Очевидно, что о защите от мошенников в этом случае речи не идет.

«Да, сведения об электронной путевке в виде выписки могут предоставляться туристу по отдельному заявлению, в течение 5 рабочих дней. Но если мы говорим о защите, то должен быть срок внесения данных – строго до поездки. Далее турист должен иметь право обратиться к системе безо всяких письменных заявлений. На дворе 21 век и вся политика государства настроена на цифровизацию!», – подчеркивает г-н Мурадян.

Есть опасения и у юристов. Так, ограниченные временные рамки и тот порядок, в каком сведения должны подаваться от турагента туроператору, не учитывают, например, необходимости туроператору подтверждать запрос туриста. По логике разработчиков системы, в ней должен оказываться каждый оформленный договор турагента с туристом, вне зависимости от того, будет ли в итоге тур подтвержден.

«Разработчики системы еще не учли многих нюансов работы туроператоров, так что хорошо, что есть время это исправить», – отмечает один из опрошенных «Вестником АТОР» экспертов.

НЕМНОГО О ДАННЫХ И ЦЕНАХ

У участников рынка еще нет ответа и на другие вопросы. Нужно указывать стоимость тура с агентской комиссией или нет? К какому именно объему данных будет иметь доступ сам турист? Например, должен ли турист видеть, сколько и когда туроператор перечислил контрагентам? Ведь порядок взаимодействия с ними – это также «внутренняя кухня» бизнеса, она может быть очень разной (например, по условиям договора оплата от туроператора отелю может поступать после поездки или вообще по итогам сезона).

Помимо теоретических вопросов, специалистов рынка волнуют также совершенно практические материи. Так, сейчас, по словам одного из собеседников «Вестника АТОР», тестировавших ЕИС ЭП, на то, чтобы ввести в систему один тур, нужно как минимум 10 минут.

«В перерасчете на количество продаваемых путевок, – это огромные временные затраты для менеджеров, которые, как минимум, продолжат получать зарплату за работу не с турпродуктом, а с системой «Электронная путевка» – говорит он.

Для автоматизации процесса туроператору, конечно, потребуется определенное программное обеспечение. Рынок настраивают на то, что ему удастся избежать множества сложностей, если он будет использовать крупные промышленные IT-решения, которые разработчик «автоматически» интегрирует под изменчивые требования законодательства.

С одной стороны, это, действительно удобно. С другой – влечет за собой зависимость бизнеса от конкретных информационных систем. И, конечно же, использование таких IT-решений всегда стоит определенных денег.

И у туроператоров не будет других вариантов компенсировать собственные (и неизбежные) затраты, кроме включения их в стоимость конечного продукта.

Сейчас рынок надеется, что к марту 2023 года, когда использование ЕИС ЭП действительно станет обязательным, итоговая версия системы будет гораздо более полно учитывать специфику работы туркомпаний, и многие вопросы будут сняты.

Екатерина Тропова

Фото (с) Яндекс.Дзен

Размешение Ваших турновостей на Pitert.Ru    Турновости, канал @pitertru в Telegram

Другие новости по теме «Законодательство»

Ноябрь 7, 2024 - 09:25

Мнение Александра Бурдонова - эксперта по классификации и председателя ОО ЗПП "Курортный Крым" о планах Минэка проводить проверки объектов размещения с 2025 года.

 

Октябрь 24, 2024 - 20:54

Дума подводит итоги летнего турсезона. Прошел «круглый стол» Комитета по туризму с участием представителей профильных департаментов Минэка и региональных министерств и ведомств, отвечающих за развитие туризма, руководителей РСТ, корпорации Туризм.РФ, депутатов Думы и сенаторов.

 

Октябрь 19, 2024 - 13:36

Например, поехать на море вместе с бабушкой или самостоятельно приехать к родителям, которые выехали за рубеж раньше него?

 

Октябрь 19, 2024 - 12:55

По проблемам туризма принимается и редактируется множество нормативов, смежных законов и подзаконных актов, очень много законодательных инициатив, часто неоправданных и поверхностных.