За последние 20 с лишним лет в Петербурге произошло полтора десятка ЧП на воде, которые унесли жизни нескольких человек. В некоторых случаях лишь счастливая случайность уберегала от жертв.
Так, в 1993 году в Финляндский (железнодорожный) мост врезался рефрижератор «Комсомолец Татарии». Корабль перевозил 500 тонн рыбы. В Неву попало от 45 до 70 тонн мазута (точный объем так и не был установлен). 5 ноября 2001 года у пристани Санкт-Петербургского нефтяного терминала затонул портовый танкер «Норд-Вест». На его на борту было 510 тонн мазута. В результате произошел неконтролируемый разлив.
Наиболее «урожайным» на речные ДТП выдался 2005 год. Тогда за две недели три судна протаранили мосты. 19 мая сухогруз «Енисей» сел на мель после столкновения с опорой моста Александра Невского. В ночь на 30 июля танкер «Иркутск ГЭС» с мазутом врезался в пролет Тучкова моста. Топливо попало в Неву. 1 августа сухогруз «Невский-22» также «познакомился» с Тучковым поближе - судно врезалось в разводную опору и лишилось рубки, которую буквально срезало мостом.
Ночью 9 июня 2006 года в акватории Невы в районе Английской набережной напротив дома 30 столкнулись катер-катамаран и буксир, пострадали четверо. 5 июля 2007 года три человека пострадали в результате столкновения гидроциклов под Мало-Крестовским мостом. 10 июля 2008 года в Неве произошел несчастный случай - около 5 утра прогулочный катер, на борту которого находились мужчина и женщина, столкнулся со стоящим на приколе крейсером «Аврора». Увеселительная прогулка закончилась травмами.
28 октября 2010 года сухогруз «Глория», принадлежащий ОАО «БалтРечФлот», столкнулся с третьей опорой Володарского моста. 13 мая 2011 года прогулочное судно более чем с 30 пассажирами на борту не справилось с управлением и врезалось в Дворцовый мост. 1 августа 2012 года - прогулка по рекам и каналам Петербурга чуть не закончилась трагедией. Из-за столкновения с сухогрузом 15 человек ночью против своей воли искупались в Неве. 19 апреля 2013 года в 1.50 МСК на Неве у Дворцового моста затонул буксир «РБТ-300», работавший на ремонте моста. Оба члена экипажа погибли. 21 июня 2014 года в аварии водного мотоцикла в Большой Неве напротив следственного изолятора №1 «Кресты» участвовал сотрудник полиции. Именно он был пассажиром и пропал без вести после переворачивания плавсредства.
К счастью, трагедий, подобных той, что произошла на Куйбышевском водохранилище, в Петербурге не случалось, однако состояние местного речного флота вызывает серьезную обеспокоенность у экспертов.
Три года назад «БалтИнфо» сообщало о том, что один из прогулочных теплоходов Петербурга является почти ровесником судна «Булгария» - речному трамвайчику «Сенатор» в этом году исполняется 58 лет. Правда, как отмечается на сайте компании-судовладельца «Астра Марин», за зиму 2000-2001 годов полностью заменены ходовые механизмы, сделана уникальная авторская отделка салонов. «Можно сказать, что теплоход возродился заново», - уверяют владельцы.
По Неве ходит прогулочный теплоход лишь на год младше «Булгарии»
О подлинном состоянии речных судов Петербурга известно немного. «БалтИнфо» попыталось получить информацию в Северо-Западном управлении Государственного морского и речного надзора, но там сообщили, что уже несколько лет как лишены подобных полномочий. И перенаправили в Российский речной регистр, а точнее - в филиал по Северо-Западному федеральному округу. Там детальной информации предоставить на данный момент не смогли.
Как рассказал корреспонденту «БалтИнфо» юрист Международного морского права Кирилл Маслов, ситуация с речным флотом в Петербурге достаточно плачевная, поскольку его состав в лучшем случае - это суда 30-летнего возраста. «Для улучшения ситуации необходимо развивать судостроение, практиковать утилизацию старых судов. В 2011 году был принят закон о государственной поддержке судовых верфей и выделении льгот для них. Но в то же время, создание экономических зон не востребовано, поскольку государство стимулирует их в тех регионах, где судоверфи не развиты. А кому захочется ехать туда, где ничего нет?» - недоумевает Маслов.
Между тем, «БалтИнфо» не оставило попыток получить информацию о нынешнем состоянии речного флота и о результатах различных его проверок. В транспортной прокуратуре по СЗФО пообещали предоставить информацию на следующей неделе. Однако на сайте ведомства опубликовано несколько сообщений о разного рода нарушениях законодательства в сфере безопасности плавания.
Так, Волховстроевской транспортной прокуратурой в ЗАО «ЛСР-Базовые» была проведена проверка исполнения законодательства о безопасности плавания, в ходе которой выявлены нарушения. «Установлено, что ремонтно-эксплуатационной базой этого общества допускаются нарушения требований законодательства по оценке уязвимости морских и речных судов и по составлению планов транспортной безопасности на объекты транспорта», - говорится в сообщении.