Власти Египта передадут по $50 тыс. каждому из пострадавших от нападения акул на курорте Шарм-эль-Шейх, сообщил на пресс-конференции в Москве советник министра туризма Египта Хельми Бадир в среду. "Наше государство каждому из пострадавших передаст по $50 тыс., так как все понимают, что страховых выплат в некоторых случаях может не хватить", - сказал Х.Бадир. По его словам, частные коммерческие структуры страны вызвались оказать материальную помощь пострадавшим, в том числе в оплате работ по изготовлению протезов утраченных конечностей. Кроме того, египетская сторона готова покрыть расходы по лечению одной из российских туристок, которые превышают сумму страховки. Дело в том, что двум россиянам, пострадавшим от нападения акулы на курорте Шарм-эль-Шейх, страховой суммы на лечение хватило полностью, а расходы на лечение третьей туристки оказались значительно выше страхового лимита. Как пояснила "Интерфакс-Туризму" генеральный директор компании "Европейское туристическое страхование" Юлия Алчеева, сумма страховки их клиентки, москвички 50 лет, которая составляет $20 тыс., на сегодняшний день уже практически исчерпана. Насколько конечная сумма превысит этот лимит, пока сказать трудно. "Пострадавшей предстоит третья операция, - сказала она. – Две ей уже были сделаны, на них ушла большая часть суммы. Еще $9 тыс. уйдет на транспортировку россиянки домой". Все эти шаги египетских властей можно только приветствовать. Однако они решают лишь часть проблем. Нерешенной остается главная – безопасность на курорте. Акула - или акулы – не пойманы, и судя по словам египтян на пресс-конференции, никто не может дать сейчас никакого прогноза, когда их удастся изловить, если вообще удастся. Ссылки на "совершенно уникальный" случай, на то, что "ничего подобного в Шарм-эль-Шейхе никогда не происходило", к сожалению, не работают. Достаточно вспомнить, что отель, на пляже которого пострадала одна из россиянок, расположен на побережье, которое так и называется – "акулье" (Shark Bay). Так что нападения акул здесь были, причем неоднократно, просто египетские власти предпочитали не фиксировать на этом свое внимание, чтобы не потерять туристов. Сейчас они близки к этому как никогда. Правда, учитывая, что ни египетские, ни российские власти не объявляют ситуацию форс-мажорной, туристам самим приходится решать – ехать в Шарм или нет. Большинство, как свидетельствую туроператоры, едут, потому что даже при закрытых пляжах и море в Египте есть масса приятного – солнце, хорошие отели, вкусная еда, наконец, бассейны. Все это – неплохая альтернатива долгой и тоскливой российской зиме. Но как быть тем, кто все-таки испугался или не готов менять море на бассейн? "Туроператоры должны адекватно реагировать на желание туристов отказаться от уже купленных туров в Египет", - полагает заместитель Минспорттуризма РФ Надежда Назина. "Учитывая, что в Египте не была объявлена чрезвычайная ситуация, историю с акулами нельзя рассматривать как форс-мажор. Но, поскольку все услуги, которые предоставляет туроператор, должны быть безопасными, угрозу безопасности можно рассматривать как нарушение существенных условий договора, - сказала Н.Назина. - С этой позиции и должны подходить туроператоры, когда туристы хотят вернуть деньги за оплаченный тур". Как рассказала "Интерфакс-Туризму" PR-директор компании TEZ Tour Марина Макаркова, пик отказов пришелся на понедельник, когда стало известно о смертельном нападении акулы на немецкую туристку. "Постепенно ситуация нормализуется, но отказы на вылет в Египет в ближайшие дни есть. Мы с пониманием относимся к опасениям туристов и в каждом случае стараемся найти выход. Если люди рассчитывали на бюджетный отдых, меняем тур в Шарм-эль-Шейх на поездку в Хургаду. Много желающих отправиться в Таиланд, есть перебронировки на Мальдивы и в Доминикану", - пояснила М. Макаркова. Интересно, что сам факт закрытия входа в море трактуется разными экспертами по-разному. В некоторых компаниях считают, что появление акул можно считать неким природным фактором, в котором туроператоры никак не могут быть повинны. Скажем, вы приехали на курорт купаться, но погода неожиданно ухудшилась, и все вынуждены сидеть по номерам. Именно так рассматривают ситуацию в западных компаниях. Например, как сообщили порталу в TUI UK, в Англии и Германии при отказе туриста от уже выкупленного тура в Египет в связи с атаками акул действуют "обычные условия бронирования". "Мы не предоставляем туристам возможности бесплатной смены тура или направления, как и аннулирования тура в Шарм-эль-Шейх при отказе от него, - сообщили в компании. – Единственно, поскольку морские экскурсии в Шарм-эль-Шейхе временно находятся под запретом, мы предлагаем нашим клиентам альтернативные варианты, например, экскурсии в Дахаб". Не удивительно, что отказов от туров в Египет со стороны англичан и немцев практически нет . "Только россияне едут в Египет в основном ради моря, они и купаются только в море, в отличие от англичан и немцев, которые все время проводят у бассейна", - заметила М. Макаркова. А в связи с отсутствием отказов нет и снижения цен на размещение в отелях, на которые рассчитывали российские туроператоры в связи с ситуацией. С другой стороны, как пояснил "Интерфакс-Туризму" адвокат Общества защиты потребителей Алишер Захидов, закрытый вход в море, а уж тем более, опасность появления акул – это достаточно весомый аргумент предъявления требования о расторжении договора и возврата денег в полном объеме. Любой суд, по его мнению, встанет в данной ситуации на сторону туриста.