Нестабильная политическая ситуация в Египте, из-за которой крупнейшие авиаперевозчики отменили или ограничили продажу билетов в эту страну, может сократить пассажиропоток в Пулково на 5-10% и в перспективе ощутимо ударить по доходам аэропорта и его базового перевозчика — авиакомпании "Россия". В случае прекращения рейсов в Египет "Россия" рискует терять более $300 тыс. в неделю и существенно сократить свой пассажиропоток, который и так растет почти на порядок медленнее рынка. В прошлом году на Египет пришлось почти 5% всего пассажиропотока аэропорта Пулково, и около 10% — на международных направлениях, сообщил "Ъ" Евгений Ильин, коммерческий директор по авиационной деятельности ООО "Воздушные ворота Северной столицы" (управляет аэропортом). В эту страну из Петербурга в 2010 году слетало более 405 тыс. человек (всего аэропорт перевез 8,4 млн пассажиров), что равно совокупным показателям 2008 и 2009 годов (согласно отчетам Пулково за эти периоды). Из аэропорта Пулково в Египет осуществляется 28 рейсов (ни один еще не отменен. — "Ъ") в неделю, чартерные перелеты выполняют авиакомпании Nord Star (шесть рейсов) и OrenAir (семь рейсов), регулярные — "Россия" (восемь рейсов) и "Трансаэро" (семь рейсов), сообщил Евгений Ильин. Продажи туров и авиабилетов в Египет сейчас ограничены, а от проданных ранее люди отказываются, поэтому из Петербурга самолеты отправляются почти пустыми, но обратно летят целиком заполненными, говорит Марина Пешехонова, представитель компании "Россия". Авиаперевозчики не спешат сокращать регулярные и чартерные рейсы в Египет, предпочитая летать туда почти пустыми, так как для возобновления этих рейсов потребуются долгие согласования с Росавиацией, говорит Борис Рыбак, генеральный директор консалтинговой компании Infomost. Пока потери авиакомпаний невелики, потому что их рейсы в Египет на несколько месяцев вперед в большинстве случае уже оплачены туроператорами, говорит Сергей Корнеев, вице-президент Российского союза туриндустрии. Поэтому сейчас основные издержки несут турфирмы. По оценке господина Рыбака, средняя стоимость чартера, например, в Хургаду составляет $40-45 тыс. в зависимости от типа самолета. Таким образом, из-за порожних отправлений авиасудов в Египет петербургские туроператоры, оплатившие эти рейсы, только на них могут терять $560-630 тыс. в неделю. Авиакомпании это не комментируют. По словам госпожи Пешехоновой и представителя "Трансаэро" Сергея Быхала, на данный момент главная задача авиакомпаний — исполнить действующие соглашения с туроператорами и как минимум вывезти их клиентов из Египта. Но последние петербургские туристы могут покинуть эту страну еще до конца текущей недели. В частности, "Россия" своих пассажиров намерена вывезти до 10 февраля. Дальнейшими перспективами напуганы и турфирмы, и авиакомпании. "Если нам придется прекращать рейсы и самолеты будут простаивать — убытки неизбежны", — признается Марина Пешехонова. В январе — декабре, по ее словам, Египет занимал 32% пассажиропотока "России" на международных направлениях. Рейсы в эту страну были загружены на 95%, сообщила она. Таким образом, остановка (или отправка пустующими) восьми рейсов, выполняемых "Россией" в Египет, исходя из оценок господина Рыбака, может лишить компанию более $300 тыс. поступлений в неделю и сильно сократить ее пассажиропоток. Компания и без того демонстрирует слабые показатели, как отмечают аналитики. Если пассажиропоток Пулково в прошлом году вырос на 25%, то у его базового перевозчика — только на 4,3%, до 3 млн человек. Причем на международные направления у "России" приходится около половины потока ее пассажиров. Ситуация осложняется тем, что именно сейчас в Египте — основной туристический сезон, сетует господин Корнев. Туроператоры, по его словам, пытаются предлагать туристам альтернативу Египту — в частности, сопоставимую по цене Турцию ($500-$1,5 тыс. за тур) и перенаправить забронированные и оплаченные авиарейсы туда. Но в Турции еще холодно, а другие направления, такие как Таиланд, Индия, Дубай или Доминиканская республика — более дорогие, загрузить ими снятые с Египта рейсы будет сложно, считает эксперт. Вместе с тем, к лету, когда туристический сезон на египетских курортах идет на спад, авиакомпании и турфирмы могут столкнуться также с проблемой потока туристов в Тунис, в котором также еще не спокойно. Туда в прошлом году из Петербурга слетало более 225 тыс. человек (1,5% от всего пассажиропотока), сообщили в Пулково. В результате и сам аэропорт из-за сокращения пассажиропотока рискует потерять часть прибыли. Услуги, связанные с обслуживанием пассажиров, приносят аэропорту 25-30% от его доходов, говорит Борис Рыбак. По данным отчетности Пулково за 2008 и 2009 годы, всего аэропорт ежегодно зарабатывает чуть более $35 млн. "Отрицательный экономический эффект от сокращения числа пассажиров, вылетающих в Египет, есть, но пока он незначительный", — говорит Евгений Ильин.