Несчастье в Таганроге, когда была повреждена картинная галерея, всколыхнуло музейное сообщество.
На помощь первыми пришли сотрудники Русского музея, которые быстренько собрали необходимое оборудование и материалы, отправились на помощь коллегам.
И здесь необходимо отметить, что вездесущий Газпром также принял участие в этой экспедиции — по федеральным законам Русский музей не имеет права использовать даже для таких случаев бюджетные деньги — и произвел экстренное финансирование.
Что увидели специалисты в Таганроге? Поврежденные экспонаты, представленные в экспозиции «Золотые имена Серебряного века». Как оказалось, взрыв произошёл во дворе и взрывной волной в зал была отброшена целая стена, вылетели все стекла витрин, от которых получено максимальное количество повреждений — порезов, повреждений лакового слоя. Буквально за 10 — 15 минут из зала вышла очередная экскурсионная группа, что позволило избежать больших человеческих жертв — пострадали только три сотрудника музея. Двое уже выписаны из больницы.
Довольно сложно было справится с графикой великих Серова, Борисова — Мусатова, это самое нежное из перемещаемых ценностей. Хорошо, что пожар при этом не возник — иначе бы полотна были бы утеряны навсегда.
Буквально за полтора дня все поврежденные произведения были осмотрены, дефекты были законсервированы для возможного перемещения в Санкт Петербург.
Сложности возникли с единственной скульптурой. Первоначально предлагалось, что она распалась на два фрагмента. Оказалось, что отколоты и некоторые детали — фрагменты ушей, шеи, волос. Возможно, они находились в мусоре на полу, но об этом первоначально было неизвестно и мусор просто вымели.
По согласованию с Минкультом и правительством Ростовской области все было упаковано.
Увы, такая ситуация — возможно, хотя не дай Бог — не сможет стать последней, поэтому Минкультом должен быть разработан механизм быстрого реагирования на такие катастрофы : работа на месте, перемещение в реставрационные пространства. Впервые этот вопрос поднимался в 2006 году после разрушения в Косово христианских церквей. Было предложено, возможно на уровне МЧС, иметь мобильную группу, которая могла бы выехать на места техногенных катастроф или военных действий и выдать рекомендации о необходимости и возможности дальнейших действий. И уже Сербия и Сирия пришли к нам с такими предложениями. Сейчас этот вопрос встаёт в полный рост — вспомните близость в районам боевых действий Курска, Белгорода, Брянска, Воронежа. Нужно быть готовым к подобной ситуации
После реставрации, которая займёт около полугода, предполагается устроить выставки спасенных шедевров в Санкт-Петербурге, Ростове и Таганроге.
Татьяна Бушманова
Фото Татьяна Бушманова