Экономисты считают, что вернуться к докризисным объемам операторам удалось за счет повышения цен

В первом полугодии 2011 года темпы роста туристического рынка замедлились по сравнению с тем же периодом годом ранее. В первую очередь, из-за массовых беспорядков в Египте и Тунисе. Такой вывод сделали эксперты Центра конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний НИУ «Высшая школа экономики» в своем докладе «Деловой климат в сфере туристических услуг в I полугодии 2011 г.». Вернуться к докризисным объемам туроператорам удалось только за счет роста средней цены туров, утверждают авторы аналитического исследования. Туроператоры, опрошенные RATA-news, с последним выводом не согласны.В исследовании Высшей школы экономики использованы результаты опроса более 500 туристических компаний. В первую очередь, операторы жаловались на снижение спроса. Почти 40% опрошенных руководителей турфирм назвали спрос на свои услуги «ниже нормального уровня», 20% охарактеризовали экономическую ситуацию в компании как неблагоприятную, почти 70% – как удовлетворительную и лишь 11% назвали ее благоприятной. Вместе с тем, 32% руководителей турфирм прогнозируют рост спроса в следующем полугодии. 

Как следует из доклада, негативное влияние на туристический бизнес в первом полугодии 2011 года оказывал существующий уровень налогообложения. Этот фактор указали больше половины участников опроса, причем по сравнению с прошлым годом число недовольных высокими налогами выросло на 17%. Также в «черный список» вошли недостаточный спрос, недостаточная платежеспособность потенциальных клиентов, недобросовестная конкуренция со стороны других организаций и высокая арендная плата. Отрицательное влияние этих факторов на бизнес отметили более трети опрошенных. 20% руководителей пожаловались на недостаточную нормативно-правовую базу и нехватку квалифицированных кадров.

В целом же туристическая отрасль, особенно на массовых направлениях выездного туризма, вернулась к общему объему докризисных продаж, – делают выводы эксперты Высшей школы экономики. Произошло это, как считают аналитики, во многом за счет увеличения цены на путевки. Турфирмы пытались компенсировать снижение темпов роста спроса, и в первом полугодии этого года вели агрессивную ценовую политику, говорится в докладе. О росте цен сообщили 40% респондентов. При этом среди опрошенных предпринимателей лишь 13% признали, что их расценки высоки, 7% считают цены недостаточными, а 80% респондентов – «нормальными». Более четверти опрошенных сказали, что продолжат повышать цены. Авторы аналитического исследования объясняют подобные действия туроператоров ростом цен на услуги перевозчиков и отельеров, особенно в пиковый туристический сезон.

«Вернуться к докризисным объемам оборотов туроператорам удалось лишь благодаря росту количества туристов. А средняя цена туров как раз снизилась на 15-20% за счет жесткой конкуренции на рынке», – опроверг результаты исследования генеральный директор компании «Асент Трэвел» Борис Бурыкин. При этом он согласился с тем, что на операторский бизнес негативно влияют высокие налоги и рост цен на входящие в турпакет услуги – авиаперелет, гостиницы, трансфер. Сюда же г-н Бурыкин включил демпинговую политику некоторых туроператоров, «стремящихся за счет аномально низких цен захватить долю рынка и не понимающих, что это процесс бесконечный, а круг – порочный». Согласно его прогнозу, рост спроса на туристические слуги во втором полугодии 2011 года маловероятен, так как для этого нет никаких предпосылок.

Генеральный директор компании «Ванд Интернешнл Тур» Татьяна Ванд также скептически отнеслась к выводам экономистов. «Революции в Египте и Тунисе, конечно, повлияли на туристический рынок, но не так значительно, как утверждают эксперты ВШЭ. Турпотоки из этих стран практически полностью перераспределились на европейские курорты. Число туристов, если считать по головам, в первом полугодии даже выросло – примерно на 18-20%. Но из-за серьезного демпинга на основных направлениях туроператорам так и не удалось заработать. Турпутевки продавались дешевле, чем в прошлом году, поэтому прибыльность компаний упала в среднем на 25-30%», – считает г-жа Ванд. По ее мнению, во втором полугодии серьезных улучшений также не предвидится, так как на многих популярных зимних направлениях, в том числе, в Таиланде, Индии, ОАЭ, Мексике, на Хайнане избыток перевозки приведет к демпингу.

Другие новости по теме «Бизнес»

Апрель 19, 2018 - 10:02

ФНС планирует запустить онлайн-сервис по дистанционной регистрации индивидуальных предпринимателей. Об этом сообщается на сайте налоговой службы.

 

Апрель 18, 2018 - 09:18

Несмотря на «перегретый» в определенной степени рынок выездного туризма, некоторые давно работающие на рынке туроператоры не планируют снижать размер комиссии и разворачивают перед сезоном ряд акций по стимулированию агентских продаж.

 

Апрель 13, 2018 - 09:58

Черный рынок операторских услуг в сфере внутреннего туризма, судя по всему, продолжает расти. Операторы в регионах все чаще сталкиваются с конкурентами, которые, не имея легального статуса, набирают группы на активные, экскурсионные, тематические многодневные маршруты.

 

Апрель 13, 2018 - 09:43

Фото Оценивая перспективы «высокого» сезона 2018 года, аналитики приходят к выводу о том, что нынче туристы из Германии смогут обеспечить доходами не только собственную туристическую отрасль, но и поддержат деньгами все соседние страны, - сообщает наш корреспондент на Северо-Западе.