Остановка деятельности «Ted Travel» только усугубила и без того напряженную ситуацию на российском туристическом рынке: по словам экспертов, такое резонансное банкротство в очередной раз подорвало доверие туристов к отрасли в целом.
Однако аналитики уверены, что снижение спроса коснется лишь туроператоров, занимающихся недорогими массовыми направлениями, при этом цепной реакции с катастрофическими последствиями для рынка, наподобие событий лета 2014, не будет.
Напомним, о прекращении своей деятельности туроператор объявил в конце прошлой недели, 24 августа. На тот момент в Турции по линии компании находилось 756 путешественников, а еще около 2.5 тыс. только планировали отправиться на отдых по уже оплаченным турам. В итоге, по данным РСТ, долг «Ted Travel» перед клиентами составил как минимум 27.6 млн рублей.
Тут стоит отметить, что буквально накануне банкротства компании, когда начали поступать первые сообщения о проблемах «Ted Travel», в Ростуризме заявили, что ведомство рассчитывает на самое скорое разрешение сложившихся проблем. Также компанию поддержали и в Турпомощи. «Я могу заверить, что сложности с заселением возникли не из-за финансового состояния туроператора, на данный момент оно устойчивое», - тогда же заявил директор Ассоциации Александр Осауленко.
Однако ни о какой устойчивости речи идти не могло, а такие вводящие в заблуждение заявления лишь усугубили недоверие со стороны туристов к российской туриндустрии в целом и ее регуляторам в частности. Как ранее подчеркнули наблюдатели, о том, что доверять «Ted Travel» нельзя, стало понятно еще в 2015 году, когда компания вышла на рынок. «Я считаю, что создавать туроператора не в самые счастливые года, когда денег нет ни у населения, ни у инвесторов, просто глупо. Соответственно, проблема лежит в том человеке, который открывал компанию. Для чего он это делал? Честно заработать он не мог. Никто из туроператоров сейчас не зарабатывает. А это говорит о том, что человек, который открывал «Ted Travel», имел перед собой цель заработать путем банкротства и уйти в тень», - ранее пояснил один из собеседников «ТУРПРОМА».
В итоге после краха «Ted Travel» тема принудительного выселения туристов из турецких отелей стала номером один во всех новостных выпусках всех телеканалов. Похожая ситуация последний раз складывалась на рынке в 2014 году: о банкротстве «Невы» и «Лабиринта» долго говорили все СМИ, из-за чего доверие россиян к турбизнесу резко упало. В результате сократился спрос, и туроператоры, работающие на обороте, «посыпались» один за другим, что еще больше усугубило общее недоверие.
В этот раз события развиваются не столь критично, однако ситуацию усугубляют неграмотные действия Ростуризма и Турпомощи, которые не смогли купировать проблему до того, как она была предана массовой огласке. А ведь Ростуризм как и Турпомощь должны поддерживать честных и достойных игроков рынка, которые своими силами развивают не только выездной, но и внутренний туризм. Но на деле получается, что Ростуризм до последнего поддерживал туроператора, ведущего нездоровую и рисковую ценовую политику, чей крах имеет все признаки мошенничества, в ущерб поддержки интересов туристов и законопослушных игроков рынка.
В результате, по словам пресс-секретаря РСТ Ирины Тюриной, туристы уже начали звонить турагентствам и спрашивать, надежен ли их туроператор. На этом фоне эксперт не исключает, что из-за кризиса недоверия продажи на ряде направлений могут показать спад.
«Конечно, история с «Ted Travel» отразилась на отрасли, поскольку турсектору и так не доверяли. А сейчас еще больше не будут доверять», - отметила корреспонденту инфогруппы «ТУРПРОМ» гендиректор туроператора «Ванд» Татьяна Ванд. Впрочем, по её словам, те туроператоры, которые продают достаточно дорогой продукт, не занимаются демпингом и давно представлены на рынке, вряд ли ощутят на себе какие-либо негативные последствия. А вот тем, кто делает ставки на дешёвую Турцию, стоит опасаться снижения продаж.
Тоже самое касается и представителей розницы. «Те агентства, которые давно на рынке, в основном к «Ted Travel» никакого отношения не имели, т.к. они трезво оценивают риски и покупать туры по таким низким ценам не стали. Поэтому туристов меньше у них не будет, ведь им доверяют. Иная ситуация с молодыми турагентствами, которые еще не наработали себе репутацию», - пояснила Татьяна Ванд.
«Если же говорить в целом, то доверие к турфирмам, безусловно, упало, хотя в нашей компании спрос остался на прежнем уровне. Но сейчас ситуация может усугубиться тем, что страховая не сможет справиться со всем объёмом претензий. И это в очередной раз покажет, что все эти фингарантии бесполезны. Ростуризм говорит, что эти схемы обеспечивают стабильность на рынке, но по факту они не работают», - заключила собеседник.
О том, что у крупных туроператоров проблем нет, говорят и другие игроки рынка. «Никаких последствий от банкротства «Ted Travel» мы не наблюдаем. Продажи туров по зарубежным направлениям идут активно, наблюдается большая глубина продаж. В настоящее время уже есть запросы на новогодние даты, бронируются горнолыжные туры в Европу на декабрьские даты», - рассказали в пресс-службе «BSI Group».
Там также подчеркнули, что «Ted Travel» - компания достаточно молодая и небольшая. «Оператор не являлся серьезным игроком туррынка, поэтому глобально никакого влияния его уход на отрасль не окажет. После резкой девальвации рубля в конце 2014 года туристический рынок начинает восстанавливаться и стабилизироваться, продажи туров на зарубежных направлениях приходят к докризисным показателям. Поэтому никаких новых банкротств быть не должно. Клиентам остаётся посоветовать - обращаться к надежным и проверенным туроператором, с большим опытом и экспертизой на туррынке, и пережившим за свою долгую практику не один кризис», - отметили в «BSI Group».