Легализация овербукинга для российских авиакомпаний будет оправдана, если надлежащим образом защитит права пассажиров, считают представители туротрасли, опрошенные порталом "Интерфакс-Туризм".
"Порою в случаях овербукинга наши пассажиры оказываются бесправными. Авиакомпании рассчитывают на то, что клиенты не знают своих прав, и просто пересаживают их на другой рейс – удобный не для пассажира, а для самого перевозчика. Но в том виде, в котором этот документ предлагает Минтранс, права пассажиров тоже не оговорены должным образом", — считает пресс-секретарь Российского союза туриндустрии (РСТ) Ирина Тюрина
Она отметила, что в зарубежной практике нехватка мест в салоне означает бесплатное повышение класса перелета для пассажира и выплату дополнительных компенсаций. Согласно правилам, установленным Европейским парламентом и Советом ЕС, если у авиаперевозчика имеется причина ожидать, что некоторым клиентам будет отказано в посадке на рейс, он должен выявить пассажиров, желающих отказаться от своей брони добровольно – в обмен на дополнительные бонусы.
"При этом размер компенсации зависит от дальности полета и может составлять от 250 до 600 евро. Подробно оговариваются и компенсации в случаях различных неудобств пассажира, связанных с отказом в посадке на рейс. Но проект Минтранса сейчас предлагает всем стандартную компенсацию в порядке, установленном федеральными авиационными правилами", — отметила пресс-секретарь РСТ.
"Возможно, овербукинг звучит пугающе, но перепродажи на рейсы есть во всех странах мира, есть они и в России – может быть, не так публично, но такие механизмы существуют. Это, конечно, не касается организованных туристов и чартерных перевозок, когда туроператоры выкупают определенное количество билетов, и такие билеты уже невозвратны. А самостоятельные пассажиры и сейчас могут с этим столкнуться. В новом регламенте будут прописаны компенсации, закреплены права пассажира", — считает руководитель комитета по транспорту Ассоциации туроператоров России (АТОР) Дмитрий Горин.
Он также отметил, что сейчас авиакомпании чаще сталкиваются с недозагрузкой рейсов. "Около 20% мест остается свободными. И перевозчику выгоднее пойти на перепродажу мест, пусть даже в итоге кого-то бесплатно придется пересаживать из эконома в бизнес-класс – но зато будет полная загрузка", — отметил Д.Горин.
Как сообщалось ранее, Минтранс РФ подготовил законопроект, благодаря которому российские авиаперевозчики могут получить возможность менять условия перевозки по своему усмотрению, в том числе и в случае овербукинга. В случае невозможности обеспечить пассажиру перевозку на рейсе, указанном в билете, перевозчик обязуется проинформировать пассажира об альтернативном варианте воздушной перевозки до пункта назначения, указанного в проездном документе. Если же клиент не согласен с условиями, договор перевозки расторгается, пассажиру возвращается сумма, уплаченная за воздушную перевозку, и предоставляется компенсация в порядке, установленном федеральными авиационными правилами.
Ранее за введение в РФ овербукинга выступала компания "Аэрофлот". По ее статистике, на каждый рейс не приходит от 10% до 15% пассажиров – именно на такой процент авиаперевозчик и предлагал ввести овербукинг.