Эксперты о разбушевавшемся авиалобби: риска остановка деятельности авиакомпаний нет

Декларации о «возможной остановке авиаперевозок», даже в рамках отдельной авиакомпании из-за исполнения решения закона о персональных данных, чрезвычайно далеки от реальности. Так вкратце прокомментировали во вторник эксперты авиаотрасли вчерашнее заявление S7.

Минтранс также призвал не нагнетать обстановку и соблюдать закон. Тем более что имеющийся проект законопроекта о переносе серверов бронирования авиабилетов на территорию России находится лишь в начальной стадии обсуждения, соответственно, время договориться есть.

Напомним, ситуация развивалась так: ещё в июле Минтранс опубликовал проект требований к системам онлайн-бронирования авиабилетов, который предусматривает перенос с 1 января 2020 года на территорию России серверов и баз данных систем, обеспечивающих бронирование и продажу авиаперевозок внутри страны, а также регистрацию пассажиров и взаиморасчеты. Соответствующий перенос, по заявлению ведомства, проводится в соответствии с федеральным законом от 27 июля 2006 г. №152-ФЗ «О персональных данных» для установления дополнительных мер противодействия терроризму, и для общественной безопасности. Также новый порядок должен обеспечить внутрироссийские перевозки при любом политическом климате невзирая на любые санкции.

В эту среду «Ведомости» представили письмо, в котором было заявлено, что запланированный Минтрансом переход на российские серверы и базы данных для бронирования и продажи внутрироссийских авиаперевозок, а также регистрации на рейс, может привести «к полной остановке деятельности российских авиакомпаний и/или длительной (2-4 года) и затратной миграции в другие системы бронирования». Такую оценку озвучил в своем письме гендиректор авиаперевозчика S7 Владимир Объедков.

Ответ, как это принято говорить, «последовал жесткий». Минтрас заявил, что операторы и авиакомпании будут обязаны привести свою деятельность в соответствие с требованиями российского законодательства, что обеспечит защиту прав пассажиров и сохранность их персональных данных. При этом новые требования предполагается вводить поэтапно, однако обязательным условием является размещение серверов на территории РФ и соответствующая регистрация предприятий на территории РФ. Также в ведомстве напомнили, что подготовка осуществляется на протяжении последних нескольких лет, в полном контакте с авиаперевозчиками и говорить о внезапных требованиях преждевременно.

При этом, что касается убытков от подобного перехода, то в ведомстве заявили, что  провайдеры автоматизированных информационных систем оформления воздушных перевозок получают плату от авиакомпании с каждого проданного билета и должны предусмотреть соответствующие расходы на выполнение требований российского законодательства для продолжения работы на внутреннем рынке РФ.

На пресс-конференции во вторник в целом эксперты отметили, что шумиха вокруг ситуации раздута полностью на ровном месте. При этом выиграть с помощью нагнетания обстановки авиалобби вряд ли удастся. «Требования Минтранса будут выполнены. Однако если какая-то компания решит проверить государство на прочность и будет принципиально отказываться от выполнения требований регулятора, это неизбежно приведет к остановке работы такой авиакомпании», - прокомментировал исполнительный директор агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев. По его словам, запас финансовой устойчивости перевозчиков позволит провести подобную перестройку без миллиардных масштабов убытков, о которых говорят перевозчики. Второй вопрос, по его словам, что срок пока обозначен довольно-таки сжатый, а значит налаживать такое взаимодействие нужно как можно быстрее, чтобы успеть протестировать работу систем при высоких нагрузках.

«Не приписывать постановлению Минтранса лишних требований и последствий» призвал и представитель национальной системы бронирования авиабилетов, первый замгендиректора «Сирена Трэвел», разработчик системы бронирования «Леонардо» Игорь Морачёв. «Предложение Минтранса никоим образом не определяет как требование перевод ресурса, миграцию компании из зарубежных в российскую систему. Более того в постановлении четко дифференцированы требования к внешним и внутренним перевозкам. И это является определяющим», - подчеркнул он. По его словам, аргументы о «большей качественности» импортных систем, выдвинутых перевозчиком, работали «когда все начиналось», однако с тех пор обстановка существенно изменилась.

С точки зрения неприятностей для пассажира ни одна из систем безопасности не отличается идеальной работой – поддержал его председатель Общероссийского объединения пассажиров Илья Зотов: «Компании, которые говорят о том, что хотят сохранить себя на международных системах бронирования, якобы идеальные и не дают никаких погрешностей, сбоев и так далее. Но это не так, мы все можем вспомнить крупные сбои, когда пассажиры сидели и ждали вылетов», - отметил Илья Зотов. При этом по его словам, пассажирам необходимо объяснить, вопреки поднятому шуму, что полеты в любом случае не прекратятся.

«Проект документа не несёт риска остановки деятельности российских авиакомпаний», - оценил его директор по финансам и экономике «ТАИС», разработчика платформы TAIS PSS, основы Национальной системы бронирования (НСБ) Александр Сизинцев. Он подчеркнул, что даже названные в проекте как предварительные сроки перехода на отечественные платформы до 1 января 2020 года вполне реализуемы для авиакомпаний, не входящих в глобальные альянсы. «При этом участники международных альянсов могут получить дополнительное время, согласованное с авторами документа», - также заявил Александр Сизинцев. При этом он отдельно подчеркнул, что не надо думать, что Россия уникальна в данном плане – например, у отечественных систем бронирования есть опыт интеграции с Турцией, в которой принят, строго говоря, схожий закон. «При этом для авиакомпаний работа с российскими платформами дешевле по сравнению с иностранными и лишена валютных рисков, что в перспективе напротив может повлиять на уменьшение расходов перевозчиков», - подчеркнул он.

При этом эксперт отдельно выделил то, что речь в постановлении Минтранса идет только о хостовых системах, там, где авиакомпании держат свои ресурсы. «Никаких дистрибутивных каналов это не касается, он будут доступны как сейчас, так и потом. Просто государство пытается регулировать и предъявлять определенные правила для игроков российского рынка. Это необходимость локализоваться в России, быть российским юридическим лицом, чтобы подпадать под законодательство РФ, в том числе платить налоги в России. Мне кажется, здесь проблема просто надуманная», - подчеркнул Александр Сизинцев.

Фото: Турпром.ру

Размешение Ваших турновостей на Pitert.Ru    Турновости, канал @pitertru в Telegram

Другие новости по теме «Авиаперевозки»

Декабрь 19, 2024 - 16:50

Etihad Airways, национальная авиакомпания ОАЭ, 15 декабря 2024 отметила запуск еще одного нового направления - Найроби, что стало  очередным достижением в этот замечательный год активного расширения ее маршрутной сети.

 

Декабрь 17, 2024 - 14:41

Ереван — один из старейших и самых уютных городов мира. Для россиян сегодня это также один из наиболее удобных транзитных хабов с безвизовым режимом и регулярным прямым авиасообщением из 17 городов страны, включая Москву, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Сочи, Минеральные Воды, Новосибирск, Самару и другие. С 1 декабря к списку добавится Волгоград.

 

Декабрь 14, 2024 - 02:56

Как выяснил “КоммерсантЪ”, Минтранс установит новый порядок выдачи допусков для перевозчиков на международные рейсы. Заявки будут приниматься онлайн, их рассмотрение будет проходить без участия авиакомпаний, и одним из факторов будет наличие в парке отечественной техники.

 

Декабрь 13, 2024 - 15:29

Пассажир авиакомпании «Россия» (группа Аэрофлот) стал 20-миллионным пассажиром аэропорта Пулково в 2024 году.