В 2012 году российский турпоток в целом увеличится на 7%. Однако ситуация на российском туристическом рынке не столь оптимистична, какой она виделась экспертам осенью 2011 года, сообщила в четверг на пресс-конференции Майя Ломидзе, исполнительный директор Ассоциации Туроператоров России (АТОР). Согласно прогнозам Ассоциации, наиболее жёсткие ценовые войны будут вестись на следующих летних направлениях: Греция, Болгария, Испания и Кипр. «Очевидно, что цены на туры в эти страны приятно удивят потребителя, однако рентабельность туроператоров из-за этого будет на самом низком уровне», - отметила собеседник. По словам эксперта, крупные туроператоры, скорее всего, выдержат ценовые войны этого лета, а вот операторы помельче частично покинут рынок.
«Турция этим летом сохранит своё лидирующее положение по объемам турпотока. Более того, количество российских туристов на курортах этой страны увеличится на 10%. При этом в связи с проведенной инспекцией и реконструкцией многих турецких отелей туры в эту страну несколько подорожают», - отметила Майя Ломидзе. А вот по Египту не прекращается регресс: с декабря 2011 года российский турпоток в эту страну продолжает падать, сократившись за эти месяцы практически на 50%. «Это связано с обострением политической ситуации в Египте. Таким образом, туроператорам не стоит рассчитывать на увеличение турпотока на курорты Египта пока политическая ситуация в стране полностью не стабилизируется. Но от этого страдают и туристы – теперь Египет стал недешевым направлением: если раньше недельный тур в Хургаду обходился на человека примерно в 200-300$, то теперь его стоимость возросла до 500$», - пояснила эксперт.
Напомним, что прошлый 2011 год оказался для туроператоров также довольно сложным. Согласно данным Росстата за 9 месяцев 2011 года выездной рынок в целом прибавил +16.2%, а согласно статистике АТОРа, которая опирается на данные туроператоров, увеличение составило +20% (полной статистики за 2011 год от Росстата пока нет, хотя она ожидается в ближайшее время). Несмотря на положительную тенденцию по увеличению количества выезжающих туристов, рентабельность турбизнеса оказалась в прошлом году очень низкой.
Так, согласно статистике в Топ-12 стран выездного туризма за январь-сентябрь 2011 года попали следующие направления: Турция – 2’471’039 туристов или +14.1% к соответствующему уровню 2010 года по данным Росстата и +27% по данным туроператоров; Китай – 1’098’939 туристов или +8.9% и +5% соответственно; Египет – 905’623 туристов или -39.5% по Росстату и -40% по данным туроператоров; Финляндия -681’449 туристов или +32.4% и +15% соответственно; Греция – 568’226 туристов или +58% +50%; Италия – 465’268 туристов или +28.6% и +15% соответственно; Испания – 563’811 туристов или +58% и +50%; Таиланд – 514’844 туристов или +95% и +40%; Болгария – 323’366 туристов или +28.4% и +20%; Тунис – 128’038 туристов или -17.9% по Росстату и -25% согласно данным туроператоров; ОАЭ – 244’651 туристов или +32.4% и +35% соответственно; Чехия – 267’722 туристов или +35.2% по Росстату +25% по данным туроператоров. А согласно статистике в страны, входящие в Top-22 в общей сложности выехало 11’366’244 российских туриста.
На тайском направлении весь 2011 год операторы боролись за направление. Греческое направление показало отсутствие марженальности практически у всех операторов, цены были очень низкими, отсюда и отрицательная маржа.
Испания: региональная перевозка сильно выросла, отсюда и столь высокие показатели турпотока. Более того, согласно статистке испанской стороны российские туристы в летнем сезоне 2011 года на побережье Коста Дорада (Costa Dorada) и Коста Дель Соль (Costa Del Sol) заняли первое место по количеству.
Итальянское направление не оказалось таким же рентабельным, как в 2010 году, и его рост составил лишь 15%. ОАЭ так же продемонстрировало хороший рост +32% по Росстату, а по оценкам операторов – даже +35%, при этом в 2010 году показатели роста не превышали +15%.
Болгария: рост турпотока в основном пришелся на летние месяцы, а вот зимние продажи, по оценкам операторов, показывают отрицательную тенденцию в размере -15%-20%. Кипр за 9 месяцев 2011 года также продемонстрировал положительную тенденцию роста турпотока. Черногория и Хорватия оказались весьма стабильными направлениями. А вот Израиль с отменой виз увеличился многократно, однако нестабильная политическая обстановка в ряде прилегающих стран сократила турпоток однодневных прибытий в эту страну за 2011 год на -50%.
Что касается Турции, то направлению в 2011 году удалось удержать потребителя по нескольким причинам: из-за нестабильности в Египте, корректировки перевозок туроператорами с разрешения авиакомпаний, хорошим подтверждением отелями номеров даже в пик сезона и снижением цен на 15-20%.