Эксперты советуют наладить учет путешественников и строить там, где есть спрос

Совокупный турпоток, то есть число приезжих и своих путешественников, через семь лет должен увеличиться до 93 миллионов человек, плюс 28 процентов к 2018 году.

Такая глобальная итоговая цель заявлена в проекте новой федеральной целевой программы (ФЦП) развития внутреннего и въездного туризма, которая должна стать продолжением ФЦП, действовавшей с 2011 по 2018 годы. Ее проект опубликован для обсуждения на портале правовой информации, он находится на стадии независимой антикоррупционной экспертизы.

Остальные параметры программы, будь то финансирование, улучшение инфраструктуры или продвижение маршрутов в регионах, отталкиваются именно от статданных - важно, для кого все это делается и сколько денег на это нужно, отмечают эксперты. "Но нормальной статистики в российском туризме нет. Озвученные цифры по количеству путешествующих сложные, спорные и условные. Это колоссальная проблема, которую профильные ведомства и органы статистики пока решить не смогли", - отметил в беседе с "РГ" гендиректор Фонда развития малых исторических городов России Юрий Щегольков.

Человек посетил музей, его посчитали как туриста, но как узнать, был ли это действительно приезжий турист из соседнего города или местный школьник, приводит пример Юрий Щегольков. "Или у нас часто как туристов считают граждан из ближнего зарубежья, приезжающих в Россию по делам. А в приграничных регионах даже ехать никуда не надо, достаточно речку перейти", - говорит эксперт.
Строим новые помпезные гостиницы, а вдоль турмаршрута нет даже туалетов. И отели пустуют

Статистику в туризме надо менять с учетом новых технологий, например, мобильной связи, видеокамер на дорогах. Стоит брать за основу и лучший мировой опыт. "В Испании, например, подсчетом туристов занимается отдельная госструктура, которая чуть ли не еженедельно обновляет учет гостей", - говорит Юрий Щегольков.

Еще одна проблема - финансирование туристских кластеров, заявленных в новой ФЦП. В частности, говорится о создании кластеров "Пхия - Кислые источники" в Карачаево-Черкесии, "Ачалуки" в Ингушетии, "Ворота Байкала" в Иркутской области. "Кластеры не всегда эффективны. Местами кластерный подход улучшает инфраструктуру, но не способствует формированию спроса в них. Это не может не вызывать разочарования инвесторов", - пояснила "РГ" исполнительный директор Ассоциации туроператоров России Майя Ломидзе. Эксперт предлагает формировать кластеры там, где возможен спрос, то есть ФЦП должна быть увязана с маркетингом.

"Еще важно снижение рисков инвесторов, оно должно быть двусторонним. И для региона, где вдруг недостроенный кластер "завис", и для самого инвестора - деньги дорожают, покупательная способность туристов снижается, окупаемость объектов дольше и дороже. Инвесторы заинтересованы в оптимальных сроках, им нужны льготные ставки по кредитам, госгарантии", - сказала Майя Ломидзе.

"Часто кластерный подход превращается в ярмарку тщеславия. Например, губернатор хочет сделать нечто, что интересно ему и инвестору, а не то, что нужно туристам", - добавил Щегольков. Так появляются новые помпезные рестораны или гостиницы, притом что даже туалетов вдоль турмаршрута нет. "Сейчас, когда туризм перешел к минэкономразвития, надеемся, все эти моменты учтут", - добавил эксперт.

Важно и продвижение турпродукта. "Нужна система. Порой деньги тратятся на освещение локальных событий, мелкое участие в выставках. Когда отчитываются, что Россия приняла участие в 25 выставках, для меня это все равно что сказать: мы купили проездной на 25 поездок. Несерьезно", - отметила Ломидзе.

Фото: Владимир Аносов/ РГ

Другие новости по теме «Бизнес»

Октябрь 18, 2018 - 10:17

Три года назад в Барселоне было создано первое в своем роде туристическое агентство TravelPerk, которое стало специализироваться на организации корпоративных туров для компаний и организаций. В роли авторов идеи выступили израильтянин Ави Меир и гражданин Сальвадора Хавьер Суарес, работавшие в амстердамском отделении Booking.com. С тех пор она добилась впечатляющего успеха, который не остался незамеченным крупными инвесторами со всего мира.

 

Октябрь 17, 2018 - 17:37
Глава Visit Petersburg Middle East и основатель холдинга Plan b Хармик Сингх оценил туристический потенциал Петербурга, и рассказал, какие стратегии нужны для продвижения города на мировом рынке.

 

Октябрь 16, 2018 - 09:50

Сфера внутреннего туризма интересна тем, что в ней возможно множество оригинальных, непохожих друг на друга проектов, у каждого из которых – своя неповторимая идея и история, и которые при правильном подходе могут стать прибыльными. Этот бизнес характеризуется тем, что не является бизнесом в чистом виде – здесь крайне важна увлеченность.

 

Октябрь 11, 2018 - 09:02

Эксперты ИД Турбизнес комментируют заявление гендиректора «Натали Турс» о желании  «создать хорошую систему для туроператора по въездному туризму».