Эксперты туррынка обсудили вопросы создания Компенсационного фонда

Недавно принятая новая редакция Закона о туризме, которая была призвана защитить российского туриста, фактически наоборот – сделала его более беззащитным перед кризисами туристического рынка. Такой вывод сделали эксперты, обсуждая историю и перспективы существования закона на расширенном заседании Общественного совета при Федеральном агентстве по туризму, которое состоялось во вторник в Общественной палате РФ. При этом туроператоры сейчас пытаются предложить приемлемое решение другого аспекта нового закона - создания компенсационного фонда. «Нормативно-правовая база туризма у нас глубоко проблематична», - такую оценку современного состояния права в туризме озвучил Сергей Шпилько, президент Российского Союза Туриндустрии (РСТ).

Эксперт отметил, что для реальной защиты туристов необходимо четко и прозрачно прописать зоны ответственности бизнеса и государства при решении крупных проблем туроператорского рынка. К сожалению, текущее состояние закона о туризме здесь бизнесу не помощник. Со стороны представителей туроператоров и страховщиков закон очередной раз подвергся резкой критике. «Наши законодатели сделали всё возможное, чтобы ухудшить необходимые дополнения в закон», - пояснил Владимир Канторович, первый вице-президент Ассоциации Туроператоров России (АТОР). По мнению эксперта, изменения в законе, существующем с 2007 года, были действительно необходимы – это показали все последние банкротства на рынке. При этом основных поправок, на которых настаивали туроператоры, было три. Во-первых, существовала реальная недостаточность финансовых гарантий крупных туроператоров: в случае их краха сумма компенсаций не покрывала нанесенного туристам ущерба.

Во-вторых, была и осталась нехватка полномочий у Ростуризма, в частности в области контроля и надзора, что ярко показала ситуация с «Идеальным миром». И наконец, третьей проблемой было и осталось наличие на туристическом и страховом рынке «нечистых на руку» фирм, которых в текущих условиях довольно сложно вывести на чистую воду. «Решить эти вопросы можно было бы с помощью саморегулирующихся организаций, причем мы это опробовали в случае с компанией ITC – АТОР со страховщиками работал совместно, решая эту ситуацию. В итоге банкротства ITC турист, фактически, не заметил», - отметил Владимир Канторович. «Гарантировать и собственную безопасность, безопасность туроператоров и безопасность конечных потребителей может только профессиональное сообщество, которому под силу создать черные списки, запрещающие мошенникам вход на рынок», - добавил Андрей Кигим, президент Всероссийского Союза Страховщиков (ВСС). Однако далеко не все доводы экспертов туррынка были учтены при принятии нового закона. И результат, по их мнению, получился удручающий. «Фактически с мая 2012 года турист защищен слабее, чем это было раньше», - уверен Владимир Канторович.

Эксперты страхового рынка также отметили, что страховым компаниям пришлось оформлять новые фингарантии в такой спешке, что практически невозможно было провести у туроператоров нормального аудита. В обсуждении не обошли и письмо Минфина, в котором вводится новое понятие «выручка», что позволило большей части туроператоров не увеличивать размер своих фингарантий и даже по сути их уменьшить. Впрочем, по мнению Владимира Канторовича, это оказалось «меньшим злом»: в противном случае Ростуризм вынужден был бы исключить из реестра туроператоров, не успевших продлить фингарантии, в результате чего – в разгар летнего сезона – туристическому сектору были бы обеспечены катастрофические последствия. Впрочем, закон, каким бы он ни был – принят. В настоящий момент первый из вопросов, который находится в центре внимания туроператорской общественности – создание компенсационного фонда экстренного реагирования. «Необходимо четко прописать механизм работы фонда, чтоб отсеять лазейки для мошенников», - отметила Анна Подгорная, гендиректор туркомпании «Пегас Туристик».

По мнению эксперта, при формировании фонда необходимо учитывать интересы как крупных туроператоров, так и государства и общества. В частности – максимально подробно и прозрачно прописать то, в каких случаях туристов из экстремальной ситуации «вытаскивают» силами фонда, а какие – силами государства, а также разграничить ответственность между туроператорами и государством. «Необходимо создать рабочую группу фонда из профессионалов туризма, в первую очередь, чтобы избежать нецелевого расходования средств», - поддержал коллегу Виктор Тополкараев, гендиректор «НТК-Интурист». Эксперт также добавил, что необходимо подробно прописать, как и в каком объеме возвращаются в фонд потраченные средства, т.е. - механизм их возвращения. При этом эксперт задался вопросов: «Почему в банковской системе никому не приходит в голову гарантировать возвращение вкладчикам полной суммы вклада – им гарантируется возврат лишь до определенного предела. Но в туризме законодатель почему-то хочет, чтобы новый фонд возмещал абсолютно все издержки пострадавшего туриста»...  

Размешение Ваших турновостей на Pitert.Ru    Турновости, канал @pitertru в Telegram

Другие новости по теме «Бизнес»

Июль 16, 2025 - 11:22

В стенах Левашовского хлебозавода состоялось значимое событие для социальных предпринимателей – конференция, посвященная вопросам развития ответственного бизнеса.

 

Июль 13, 2025 - 18:48

Развитая сеть филиалов и узнаваемость бренда позволят «Почте России» продавать туристические путевки для диверсификации бизнеса.  

 

Июль 4, 2025 - 20:05

Объявление о проведении конкурсного отбора на право получения в 2025 году субсидий социально ориентированными некоммерческими организациями на организацию и проведение в Санкт‑Петербурге конгрессно-выставочных мероприятий.

 

Июнь 29, 2025 - 06:05

Ростислав Чернышев назначен генеральным директором АО «Пассажирский порт Санкт-Петербург „Морской фасад“». Он же является руководителем АО «Аэропорт Пулково».