Диктат авиакомпаний является главной проблемой туроператоров, следствием которой становятся в том числе и банкротства, заявила пресс-секретарь Российского союза туриндустрии (РСТ) Ирина Тюрина на заседании комитета Торгово-промышленной палаты, посвященном поправкам в закон о туристской деятельности. "Главная причина, из-за которой сложилась нынешняя тяжелая ситуация на туристическом рынке, - навязывание кабальных условий туроператорам при заключении договоров на туристическую перевозку, чартерную и блок-чартерную. Все риски на себя берут туроператоры, все падения переживают тоже они. Авиакомпании свое всегда получают. Речь идет о ведущих наших перевозчиках - "Аэрофлоте", "Трансаэро", - подчеркнула она. По ее словам, туроператор не может регулировать количество перевозок, если меняется ситуация на рынке, в том числе по нерыночным причинам, никак не зависящим от туркомпаний. "Например, как это было в Египте в феврале 2011 года? Авиакомпании не торопились снять рейсы даже во время обострения ситуации, и туроператорам пришлось просить МИД, чтобы он дал рекомендацию не ездить, только тогда перевозчики сняли рейсы. Беспорядки в Таиланде в 2010 году - то же самое. Авиакомпании самолеты не снимали, так как они уже оплачены. Туроператор может уйти с рейсов, но он при этом теряет депозит, который уже лежит в авиакомпании и может доходить до полумиллиона долларов", - пояснила Тюрина. Она напомнила, что проблемы "Ланта-тура" были связаны с тем, что компания потеряла колоссальные деньги на Вьетнаме, потому что не могла снять лишние рейсы - в итоге летали пустые самолеты. "На прошлой неделе несколько туроператоров попросили "Аэрофлот" снять лишнюю перевозку в Бангкок, потому что спрос не соответствует предложению. В ответ - тишина, рейсы не снимаются. Обвинить туроператоров, что они не просчитывают спрос, нельзя, потому что прогнозировать в туризме сложно. Ситуация стала критической и провоцирует кризис на рынке, поэтому РСТ подготовил письмо в Минтранс, и сейчас мы координируем его с участниками рынка. Туроператоры такое письмо не могут подписать по понятным причинам, так как боятся остаться без перевозки вообще", - отметила Тюрина. Исполнительный директор Ассоциации туроператоров России Майя Ломидзе добавила, что "два основных российских переводчика являются монополистами на рынке и не подчиняются ни ФАС, ни Роспотребнадзору... поэтому идти туроператорам с жалобами некуда".