Наблюдательный совет «Турпомощи» провел в минувшую пятницу заседание под руководством врио главы Ростуризма Олега Сафонова. На встрече, в частности, обсуждались результаты проверки эффективности использования средств компенсационного фонда. Провести аудит затрат «Турпомощи» и оценить состояние компенсационного фонда Наблюдательный совет решил 8 августа – после того, как закончилась эвакуация туристов «Невы», «Лабиринта» и «ИнтАэр».
По словам гендиректора компании «Аудит-контур Плюс» Елены Ивановой, проводившей эту проверку, несмотря на многочисленные обращения в «Турпомощь», ей так и не были вовремя и в полном объеме предоставлены все необходимые документы. Проверка затянулась, самые важные документы, отражающие движение средств, она получила лишь 20 ноября. До сих пор отсутствуют первичные документы, на основании которых «Турпомощь» должна оплачивать эвакуацию. Согласно закону, это должны быть персональные заявления от туристов, которых необходимо вернуть в Россию. Кроме того, «Турпомощь» так и не подала заявления в страховые компании-гаранты обанкротившихся операторов о возмещении расходов на вывоз туристов. Хотя, согласно оценкам аудитора, только в случае «Лабиринта» «Турпомощь» недополучила более 27 млн. рублей возмещения от двух страховых компаний. И устранить это сейчас уже вряд получится, потому что документы на компенсацию затрат должны подаваться в строго ограниченные сроки. Все это, как полагает г-жа Иванова, говорит об отсутствии в ассоциации учета. «За организацию бухгалтерского учета отвечает руководитель «Турпомощи». Эта функция не выполнялась. Но главное, мы не встретили понимания со стороны руководства ассоциации, процесс общения был крайне затруднен», – пояснила Елена Иванова.
Глава «Турпомощи» Вячеслав Басов согласился, что не смог предоставить в требуемые сроки все необходимые документы. Но это и невозможно, полагает он, учитывая, во-первых, ситуацию форс-мажора, в которой работала ассоциация, а во-вторых, чисто технические сложности. Например, обратиться в страховые компании с заявлением о возмещении затрат могут лишь физические лица, а собрать заявления от десятков тысяч людей в разных странах невозможно. В итоге вывозные рейсы формировались по спискам операторов, а не по заявлениям туристов, как того требует закон. Некоторые финансовые документы, например, от перевозчиков, «идут» в ассоциацию до сих пор. «Ускорить процесс их получения очень трудно. Основная работа «Турпомощи» – все-таки вывоз туристов, а это нельзя сделать эффективно, если заниматься сбором документов», – сказал г-н Басов. Он также заметил, что официально документы для аудита ассоциации должны быть представлены лишь в марте 2015 года.
Вячеслав Басов полагает, что ассоциация эффективно распорядилась доверенным ей денежным фондом. Среди примеров – размещение части средств в банке ВТБ под 9%, что принесло доход в размере 10 млн. рублей. Экономия средств шла также за счет бесплатного вывоза туристов другими операторами. Например, аудитору были предоставлены документы от компании «Корал Тревел», которая вывезла 4600 туристов, сэкономив «Турпомощи» 57 млн. рублей. Туристов «Версы» вернули домой авиакомпании «Трансаэро» и «Оренбургские авиалинии», снизив цены на билеты, что также помогло сэкономить 25 млн. рублей.
Члены Наблюдательного совета в целом положительно оценили деятельность «Турпомощи». Однако очевидно, как заметил Олег Сафонов, что, несмотря на все форс-мажоры, организация ее работы требует большего внимания. Прежде всего, необходимо привести в соответствие работу с оперативной подготовкой документов, наладить бухгалтерскую отчетность. Главу Ростуризма волнует также отсутствие конструктива в отношениях «Турпомощи» и операторского сообщества: «Рынок имеет полное право знать, на что расходуются средства фонда. И если есть объективные сложности в предоставлении документов, почему нельзя об этом сказать прямо? Где контакт? Зачем аудиторам заниматься бесполезным делом?».
Президент Российского союза туриндустрии Сергей Шпилько уверен, что все эти недочеты – результат не столько форс-мажора, сколько отсутствия внутреннего и общего регламента работы «Турпомощи»: «РСТ активно поддержал создание «Турпомощи», но только при условии контролируемой работы и создания нормативных актов ее деятельности. До сих пор так и не приняты внутренний и внешний регламенты работы организации. Должен быть четко прописан каждый шаг с момента возникновения форс-мажорной ситуации. И этим надо срочно заняться». Регламент ассоциации определен правилами лишь в самых общих чертах, поэтому Наблюдательный совет еще год назад указывал руководству «Турпомощи» на необходимость его разработки.
Сергей Шпилько уверен, что «Турпомощь» – проект, возможно, даже более важный и эффективный, чем многие СРО. «Он уже доказал свою необходимость для рынка. Но если не будет прописана и утверждена система действий «Турпомощи» и туроператоров сверху донизу, все ошибки опять повторятся», – заметил он.
По итогам заседания Наблюдательного совета было принято несколько решений. До 15 декабря Вячеслав Басов должен создать перечень необходимых для работы ассоциации регламентов, который будет разослан членам совета. Предполагается, что затем его разработкой на условиях аутсорсинга займутся специалисты. В рамках ассоциации будет также создана своя бухгалтерская служба. Одновременно члены совета договорились, что не позднее 10 февраля 2015 года будет проведен аудит «Турпомощи». На заседании был поднят также вопрос второй главной подписи в документах ассоциации. «Прошедшим летом были случаи, когда срочно требовалась подпись гендиректора «Турпомощи», а Вячеслав Басов в это время отсутствовал. Любые риски такого рода надо снять», – пояснил Олег Сафонов.