Российские туристы пытаются вернуть деньги за испорченный отпуск. На фоне пандемии коронавируса авиакомпании отменяют все больше рейсов, а страны вводят дополнительные меры безопасности. Из-за этого многие туристы вынуждены экстренно менять планы или вовсе отказываться от поездок. Правда, в этом случае сохранить деньги не всегда получается. “Ъ FM” пообщался с самостоятельными туристами и выяснил, с какими трудностями они столкнулись из-за распространения коронавируса.
Подробности — у Владислава Викторова.
Когда стало понятно, что новый очаг коронавируса переместился из Китая в Италию, власти решили жесткими мерами позаботиться о здоровье граждан. Сначала Ростуризм рекомендовал не продавать в страну туры, а позже, например «Аэрофлот» предложил клиентам бесплатно поменять дату вылета или даже вернуть билеты. На днях власти расшили перечень небезопасных стран, и там оказались еще и Испания, Германия и Франция. Рейсы во многие популярные города отменили.
Поменять даты вылета или вернуть деньги можно бесплатно. Правда на практике сделать это не так просто — придется потратить много времени на то, чтобы связаться с кол-центром, но у москвича Антона все завершилось удачно: «Поездка запланирована на 20 марта в Кельн авиакомпанией "Победа".
Естественно, деньги я пока не получил, потому что только пришло уведомление. Тут скорее проблема в том, что нельзя совершить то, что было запланировано. Потеря от отеля — в районе 40 тыс. руб., потому что там несколько дней было. В отель я еще не писал».
Несмотря на отмену рейсов в некоторые европейские города, туда пока еще продолжают летать чартеры, которые должны вывозить оставшихся туристов. Но, похоже, они не очень справляются. Житель Санкт-Петербурга Владимир сообщил “Ъ FM”, что его супруга находится в Дюссельдорфе, куда больше не летают самолеты «Аэрофлота». По плану она должна была вернуться 15 марта, но свободных рейсов не оказалось, поэтому даже после возврата билета пришлось дополнительно потратиться. «Пришла SMS: “Ваш рейс отменен”. Дозвонился на первую линию, мне предложили только поменять билет. Вторая линия сказала, что вариантов улететь из Германии до 20 марта никаких якобы нет. Настояли на том, что нужно вернуть билет. Проблема в том, что у нас виза выдана на даты поездки, и 15 числа заканчивается срок пребывания в ЕС. Пришлось купить билет на Lufthansa, который стоил в три раза дороже. Добраться из Дюссельдорфа до Франкфурта тоже стоит €60», — рассказал Владимир.
Судя по комментариям в соцсетях, многим все-таки удается вернуть деньги за авиабилеты, пусть и с большими трудностями. Правда, только тем, кто собирался лететь, например, в Германию, Францию, Испанию или Италию, то есть в страны, которые российские власти признали опасными. А вот Олег Болонин впервые с семьей самостоятельно спланировал тур в Индию. Но на фоне вспышки коронавируса ему временно заморозили визу — и это уже решение со стороны индийских властей. По словам Олега, в «Аэрофлоте» не посчитали это основанием для возврата денег: «Есть документация на сайте посольства о том, что они отменили визы. Консул сказал: “Возьмите вот это письмо и отправьте его в “Аэрофлот”, этого достаточно должно быть”. Нам компания “Аэрофлот”, до которой мы пытались дозвониться раз восемь, наверное, сказала, что может вернуть 3 тыс. рублей, хотя более 50 тыс. рублей было потрачено. Сказали, что заморозка виз не является причиной отмены авиабилета. И теперь мы не знаем еще, каким образом нам возвращать деньги за внутренний перелет в Индии».
В одном Олегу Болонину повезло — он успел бесплатно отменить бронь гостиницы. Ведь и это сделать удается не всем. Сервис аренды жилья Airbnb ввел специальные условия и возвращает туристам деньги после отмены брони почти полностью, свою комиссию компания обещает отдать бонусами. С Booking.com все не так просто — сервис настойчиво рекомендовал гостиницам возвращать клиентам деньги, но прислушиваться они не обязаны.
С такой проблемой столкнулась москвичка Елизавета, которая собиралась в небольшой тур по Европе: «Проблем с авиабилетами не было. С отелями сложнее. У нас было три отеля, два на Booking.com и один на Airbnb. На Booking.com ответили, что они рассмотрят вариант отмены без штрафа, только если мы пришлем им подтверждение отмены рейса, который нам вышлет авиакомпания. Мы прислали. Пока еще ничего не отменили. А Airbnb, в свою очередь, через минуту после получения скрина письма от авиакомпании оформил возврат, хотя там тариф невозвратный».
В любом случае пока к заграничным поездкам не располагает ни эпидемиологическая обстановка, ни курс иностранных валют. И как долго туристам придется откладывать свой отпуск — неизвестно. Например, в «Аэрофлоте» ограничения на полеты в Европу ввели до 30 апреля. Правда не исключено, что запрет могут и продлить.
В «Аэрофлоте» сообщили, что из-за большого числа желающих обменять или сдать билеты продлевают сроки приема заявок от путешественников. Пассажиры с вылетом до 20 марта включительно смогут сдать или перебронировать билеты без комиссии до конца апреля. Для тех, чей вылет запланирован с 21 марта, обмен или возврат возможны в течение всего срока действия билета.
Фото: Анатолий Жданов / Коммерсантъ