Эрмитаж представил новые строительные объекты фондохранилища в Старой Деревне.

Высокое золотистое здание, украшенное черным порталом с петроглифами (лаконичное и очень точное обозначение музея), на Заусадебной улице видно издалека. К нему проторили дорожку не только жители «спального» района, которые приходят сюда на экскурсии и лекции. Со всего города едут люди, чтобы увидеть эрмитажные запасники - открытые хранилища карет, мебели, живописи, фресок...

Экскурсия для журналистов началась с обжитой, просторной, вместившей скульптуру с фасадов Нового Эрмитажа, входной зоны современного музейного здания.

- 25 лет назад стояли эти стены, - поделился воспоминаниями Михаил Пиотровский - Строительство остановилось. Вся валюта, которую мы зарабатывали, тратилась на защиту от дождей и снега, чтобы здание не развалилось. Отдельная история о том, как мы добывали средства и строили все, что вы видите вокруг.

Благодаря задержке в строительстве мы поменяли концепцию. Изначально предполагалось «советское» закрытое хранилище. Концепцию поменяли, и появилось первое в мире открытое фондохранилище, доступные людям запасники музея. Это наше ноу-хау.

Стройка началась в 1990 году. К 300-летию Петербурга была введена в строй первая очередь. Протяженность экскурсионного маршрута составила около километра. В основном корпусе разместились различные лаборатории и коллекции, были созданы «Конюшенный музей» и «Театр шпалер». Здесь же открылся учебный класс, где уже в течение нескольких лет проходят занятия для особых детей по программе «Прошлое на кончиках пальцев».

Спустя девять лет в Старой Деревне вошла в строй вторая очередь Реставрационно-хранительского центра. Она включает шесть корпусов. Среди них доминанта - здание, гранитный портал которого украшают изображения онежских и беломорских петроглифов, ставшие визуальным символом музея. Коридоры каждого этажа окрашены в свой цвет, семь этажей - семь цветов радуги. Для оснащения хранилищ разработана серия специального оборудования для разных фондов научных отделов музея.

В этом году готовится вступить в строй инженерно-лабораторный комплекс, который и показали журналистам. В него можно попасть из главного здания. По пути журналисты мельком увидели экспонаты - огромную, яркую турецкую палатку, пушки. И, как сказал заместитель директора Эрмитажа Михаил Новиков, первыми вошли в дверь, ведущую в третью очередь фондохранилища.

Как положено на стройке, участникам пресс-тура выдали каски, но также и бахилы - чтобы не испортили обувь.

Каждое здание нового эрмитажного комплекса спроектировано с максимальной защитой от разрушений. Монолитный каркас способен выдержать любые нагрузки и сохранить экспонаты. В инженерно-реставрационном корпусе завершается монтаж навесных фасадов, прокладываются инженерные сети - система вентиляции, влажности, контроля климата... Работа сложная, как того требует предназначение здания. Пока оно пустое, но на дверных проемах помещений можно прочесть названия реставрационных лабораторий, которые там разместятся: станковой живописи, скульптуры и цветного металла, графики, часов и музыкальных механизмов, прикладного искусства, археологического металла, драгоценных металлов. Первый этаж займет «баня» для ковров и шпалер. У Эрмитажа большая коллекция, до сих пор, как и в других музеях, ковры и шпалеры чистили вручную. Уникальное оборудование предназначено для механической мойки даже самых крупных экспонатов.

Как говорит главный хранитель Эрмитажа Светлана Адаксина, в новый корпус переедут лаборатории из Зимнего дворца. Здесь будет возможность активно развивать современные методики реставрации.

Следующий этап строительства - проект эрмитажной библиотеки. Главный архитектор музея Валерий Лукин представил его на макете и чертежах. Журналистам показали строительную площадку, где завершается нулевой цикл работ. Демонтированы сооружения, находившиеся на пятне застройки, вынесены городские инженерные сети, под основание здания библиотеки забито около четырехсот свай. К нашему приходу настелили деревянные мостки, здесь даже бахилы не помогут. Кто-то из коллег случайно уронил ручку, и она тут же исчезла под слоем грязи.

Трудно представить, что совсем скоро на этом месте вырастет необычное сооружение. Проект тринадцатиэтажного здания, остекленного рельефным стеклом, с облицованным гранитом стилобатом, разработан голландской архитектурной мастерской ОМА под руководством Рема Колхаса. Тут разместится библиотека истории искусств, несколько фондов открытого хранения: псковская фреска, арсенал, русское искусство... В нижней части - центр моды и отдел современного искусства.

Проблема в том, что будущую библиотеку и эрмитажные постройки на Заусадебной улице разделяют железнодорожные пути. По проекту Колхаса музейный комплекс объединит стеклянный мост. Переход будет двухэтажным. Один этаж технологический, для перемещения экспонатов. Другой - для жителей района. Проходя по стеклянному переходу шириной шесть метров, горожане смогут заглянуть в Центр изучения моды и костюма, в конференц-зал.

Оборудование изготовлено. Образцы стекла стоят перед входом на строительную площадку.

Завершение работ намечено на 2019 год. Бывший «спальный» район кардинально меняет облик.

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Размешение Ваших турновостей на Pitert.Ru    Турновости, канал @pitertru в Telegram

Другие новости по теме «Музеи, памятники, парки»

Ноябрь 21, 2024 - 07:47

Для двух роскошных фарфоровых ваз работы знаменитой Севрской королевской мануфактуры воссозданы исторические постаменты в залах Мира и Войны Большого (Павловского) дворца.

 

Ноябрь 21, 2024 - 07:23

Что такое фонды открытого хранения? Это когда:

 

Ноябрь 20, 2024 - 04:44

Государственный музей "Исаакиевский собор" входит в число лидеров по приему посетителей в Петербурге, сообщил в интервью "Интерфаксу" директор учреждения Юрий Мудров.

 

Ноябрь 18, 2024 - 21:41

Ирина Яковлевна Богуславская (1929-2021) – один из крупнейших современных исследователей народного искусства, доктор искусствоведения, заслуженный деятель искусств РСФСР.