Высокое золотистое здание, украшенное черным порталом с петроглифами (лаконичное и очень точное обозначение музея), на Заусадебной улице видно издалека. К нему проторили дорожку не только жители «спального» района, которые приходят сюда на экскурсии и лекции. Со всего города едут люди, чтобы увидеть эрмитажные запасники - открытые хранилища карет, мебели, живописи, фресок...
Экскурсия для журналистов началась с обжитой, просторной, вместившей скульптуру с фасадов Нового Эрмитажа, входной зоны современного музейного здания.
- 25 лет назад стояли эти стены, - поделился воспоминаниями Михаил Пиотровский - Строительство остановилось. Вся валюта, которую мы зарабатывали, тратилась на защиту от дождей и снега, чтобы здание не развалилось. Отдельная история о том, как мы добывали средства и строили все, что вы видите вокруг.
Благодаря задержке в строительстве мы поменяли концепцию. Изначально предполагалось «советское» закрытое хранилище. Концепцию поменяли, и появилось первое в мире открытое фондохранилище, доступные людям запасники музея. Это наше ноу-хау.
Стройка началась в 1990 году. К 300-летию Петербурга была введена в строй первая очередь. Протяженность экскурсионного маршрута составила около километра. В основном корпусе разместились различные лаборатории и коллекции, были созданы «Конюшенный музей» и «Театр шпалер». Здесь же открылся учебный класс, где уже в течение нескольких лет проходят занятия для особых детей по программе «Прошлое на кончиках пальцев».
Спустя девять лет в Старой Деревне вошла в строй вторая очередь Реставрационно-хранительского центра. Она включает шесть корпусов. Среди них доминанта - здание, гранитный портал которого украшают изображения онежских и беломорских петроглифов, ставшие визуальным символом музея. Коридоры каждого этажа окрашены в свой цвет, семь этажей - семь цветов радуги. Для оснащения хранилищ разработана серия специального оборудования для разных фондов научных отделов музея.
В этом году готовится вступить в строй инженерно-лабораторный комплекс, который и показали журналистам. В него можно попасть из главного здания. По пути журналисты мельком увидели экспонаты - огромную, яркую турецкую палатку, пушки. И, как сказал заместитель директора Эрмитажа Михаил Новиков, первыми вошли в дверь, ведущую в третью очередь фондохранилища.
Как положено на стройке, участникам пресс-тура выдали каски, но также и бахилы - чтобы не испортили обувь.
Каждое здание нового эрмитажного комплекса спроектировано с максимальной защитой от разрушений. Монолитный каркас способен выдержать любые нагрузки и сохранить экспонаты. В инженерно-реставрационном корпусе завершается монтаж навесных фасадов, прокладываются инженерные сети - система вентиляции, влажности, контроля климата... Работа сложная, как того требует предназначение здания. Пока оно пустое, но на дверных проемах помещений можно прочесть названия реставрационных лабораторий, которые там разместятся: станковой живописи, скульптуры и цветного металла, графики, часов и музыкальных механизмов, прикладного искусства, археологического металла, драгоценных металлов. Первый этаж займет «баня» для ковров и шпалер. У Эрмитажа большая коллекция, до сих пор, как и в других музеях, ковры и шпалеры чистили вручную. Уникальное оборудование предназначено для механической мойки даже самых крупных экспонатов.
Как говорит главный хранитель Эрмитажа Светлана Адаксина, в новый корпус переедут лаборатории из Зимнего дворца. Здесь будет возможность активно развивать современные методики реставрации.
Следующий этап строительства - проект эрмитажной библиотеки. Главный архитектор музея Валерий Лукин представил его на макете и чертежах. Журналистам показали строительную площадку, где завершается нулевой цикл работ. Демонтированы сооружения, находившиеся на пятне застройки, вынесены городские инженерные сети, под основание здания библиотеки забито около четырехсот свай. К нашему приходу настелили деревянные мостки, здесь даже бахилы не помогут. Кто-то из коллег случайно уронил ручку, и она тут же исчезла под слоем грязи.
Трудно представить, что совсем скоро на этом месте вырастет необычное сооружение. Проект тринадцатиэтажного здания, остекленного рельефным стеклом, с облицованным гранитом стилобатом, разработан голландской архитектурной мастерской ОМА под руководством Рема Колхаса. Тут разместится библиотека истории искусств, несколько фондов открытого хранения: псковская фреска, арсенал, русское искусство... В нижней части - центр моды и отдел современного искусства.
Проблема в том, что будущую библиотеку и эрмитажные постройки на Заусадебной улице разделяют железнодорожные пути. По проекту Колхаса музейный комплекс объединит стеклянный мост. Переход будет двухэтажным. Один этаж технологический, для перемещения экспонатов. Другой - для жителей района. Проходя по стеклянному переходу шириной шесть метров, горожане смогут заглянуть в Центр изучения моды и костюма, в конференц-зал.
Оборудование изготовлено. Образцы стекла стоят перед входом на строительную площадку.
Завершение работ намечено на 2019 год. Бывший «спальный» район кардинально меняет облик.
ФОТО Александра ДРОЗДОВА