Эрмитаж представляет энциклопедию наготы

В Петербург впервые приехала «Олимпия» Эдуарда Мане — картина, на вывоз которой за пределы Франции требуется разрешение президента.

В Эрмитаже ее решили показать в контексте других произведений XIX века на столь же пикантный сюжет.

С 30 июля посетители Главного Штаба Государственного Эрмитажа могут увидеть одно из самых знаменитых полотен в истории мировой живописи — картину Эдуарда Мане «Олимпия» 1863 года. До 30 октября этот шедевр, один из самых скандальных в истории живописи XIX века, будет выставлен в окружении других работ, раскрывающих тему «обнаженной натуры». Это «Даная» Тициана, рисунок Франсуа Буше «Спящая молодая женщина» и два десятка гравюр – уже из коллекции петербургского музея. В том числе карикатуры. К открытию экспозиции «Фонтанка» выбрала 10 фактов об «Олимпии», зная которые будет интереснее отправляться на выставку.

1. Первый скандал Мане. «Олимпия» была не первой картиной Эдуарда Мане, вызвавшей скандал. Всего за год до ее появления художник предложил на Парижский салон — официальную регулярную экспозицию французской Академии изящных искусств — полотно «Завтрак на траве».

 

«Завтрак на траве» Эдуарда Мане, 1863
«Завтрак на траве» Эдуарда Мане, 1863

 

Жюри не допустило картину на выставку, и она угодила на «Салон отверженных» – экспозицию, параллельную официальной. Работа вызвала гнев публики: рядом с одетыми мужчинами на ней была изображена обнаженная женщина. Однако такая реакция не смутила Эдуарда Мане и вскоре он создал еще одно полотно при участии той же натурщицы, и снова представленной на картине в обнаженном виде. Это была «Олимпия».

2. Неприкрытая нагота. Конечно, и до «Олимпии» художники регулярно изображали обнаженную натуру, но делали это под «прикрытием» мифологических сюжетов. Обнаженной могла быть Венера или Даная — но не современница зрителей. На обнаженной Олимпии тапочки и украшения — те же, что могла приобрести в лавке любая из посетительниц выставки.

3. Венера наоборот. Картина Мане сюжетно перекликается с полотном Тициана «Венера Урбинская», которая считается преданности и чистоты. Олимпия лежит примерно в той же позе, что и тициановская Венера, на обеих полотнах есть второстепенные лица.

 

«Венера Урбинская» Тициана, 1538
«Венера Урбинская» Тициана, 1538

 

Но у Тициана это две девушки, занимающиеся подготовкой приданого, а у Мане – негритянка с букетом цветов от поклонника, а в ногах у Олимпии вместо символа верности – собачки, которая свернулась клубком на картине Тициана, черная кошка с поднятым кверху хвостом, вполне очевидный символ порока.

4. Олимпия — дама полусвета. Зрители того времени четко считывали имя героини этой картины. Дело в том, что за полтора десятилетия до того, как она была написана, вышел роман Александра Дюма о несчастной куртизанке Маргарите Готье «Дама с камелиями», в котором Олимпией звали соперницу главной героини. «Такого рода экзотические имена появлялись у дам определенного круга, представительниц первой древнейшей профессии — они были для них как сценические псевдонимы, – рассказывает куратор выставки Альберт Костеневич. – И имя Фрина тоже при крещении не давалось. У нас на выставке рядом висят две гравюры – одна «Олимпия», а другая «Фрина». Вы помните «Фрину...» Генриха Семирадского в Русском музее — это колоссальная картина, с которой, собственно и Русский музей начался: пришел Александр III, увидел эту Фрину, тут же ее купил и сказал, что надо основать музей».

 

«Фрина на празднике Посейдона в Элевзине» Генриха Семирадского, 1889
«Фрина на празднике Посейдона в Элевзине» Генриха Семирадского, 1889

 

5. Зритель — клиент. Традиционно на картинах обнаженная женщина изображалась смущенной, с опущенными глазами. Однако Олимпия с картины Мане уверенно смотрит на зрителя. Памятуя о том, что прямо в глаза проститутки смотрели клиентам, подобное изображение создавало у зрителей ощущение, что художник поставил на место клиента каждого, кто видит эту картину.

6. Кто позировал для «Олимпии»? Натурщицей для картины послужила Викторина Мёран, с которой часто работал Эдуард Мане. Она сама была художницей и музыкантом, выросла в семье гравера, а ее дядя был скульптором. При этом, по свидетельствам современников, она разговаривала, как уличные женщины. Викторина становилась моделью Эдгара Дега и других менее известных современников. Бывала в Америке, брала уроки живописи, имела любовниц, а с возрастом пристрастилась к алкоголю, попрошайничала в барах и ресторанах, в том числе, с обезьянкой. Впрочем, также бытовала версия, что моделью для «Олимпии» Мане послужила другая женщина — любовница императора Наполеона III Маргарита Белланже.

7. С глаз долой. В отличие от «Завтрака на траве», «Олимпия» Мане все же была выставлена на Парижском салоне 1865 года. От чего современники, накачанные критикой, приходили в ярость.

 

«Олимпия» Эдуарда Мане, 1863
«Олимпия» Эдуарда Мане, 1863

 

Однако, по правилам салона, отобранную жюри картину удалить с выставки до окончания сроков экспонирования было нельзя. Тогда к картине сначала приставили двух стражей, которые охраняли ее от бесчинств публики, а затем и вовсе перевесили в самый дальний зал, к тому же – на недосягаемую высоту.

8. Подарок государству. После Парижского салона «Олимпия» пролежала в мастерской художника никому не нужной почти четверть века – ее никто не хотел покупать. Лишь в 1889 году на выставке по случаю 100-летия Французской революции картину пожелал купить для своего собрания богатый американец. Но друзья Эдуарда Мане и его коллеги приняли решение не допустить утраты Францией этого шедевра и выкупили его сами у вдовы художника. Чтобы потом подарить государству (а подаренные и принятые музеем работы, согласно закону, должны были обязательно выставляться, на что они и рассчитывали). Сначала она попала в запасники Люксембургского дворца, оттуда — в Лувр, а оттуда, уже в 1947 году, была перенесена в открывшийся Музей импрессионизма – Musée d’Orsay.

9. Карикатуры на «Олимпию». «Ни на одну картину не создавалось так много карикатур, как на «Олимпию», – рассказывает куратор выставки Альберт Костеневич. – Я здесь поместил только три из двух-трех десятков, которые можно было бы собрать. Но они по большей части даже малохудожественные – они просто злобные, их и собирать особенно не стоило... Другое дело — когда откликнулся Оноре Домье, тоже великий мастер. Домье не высмеивает Мане нисколько, он высмеивает публику. В карикатуре изображен забавный диалог: семейство стоит перед картиной — сама картина не показана, в отличие от других карикатур, и идет диалог: «Какого черта эта толстая рыжая баба называется «Олимпией»? А жена ему отвечает: «Но друг мой, так зовут эту черную кошку».

 


"Перед картиной господина Мане" Оноре Домье, 1865

 

10. Олимпия — Джордж Буш. Карикатуры на «Олимпию» продолжают рисовать и в наше время. В частности, в 2004 году прогремел скандал в Соединенных Штатах, когда в экспозиции вашингтонского городского музея появилось изображение обнаженного Джорджа Буша-младшего в позе Олимпии, а ему на подносе человек, похожий на вице-президента Дика Чейни, предлагал корону и мини-нефтяную вышку.

 

«Человек досуга. Король Джордж» Кейти Дидриксен, 2004
«Человек досуга. Король Джордж» Кейти Дидриксен, 2004

 

В скором времени работа Кейти Дидриксен «Человек досуга. Король Джордж» была удалена с выставки. Естественно, в Эрмитаже ее тоже не будет.

Размешение Ваших турновостей на Pitert.Ru    Турновости, канал @pitertru в Telegram

Другие новости по теме «Выставки»

Март 27, 2024 - 03:41

Экспозицию составили графические и живописные работы. Их представление неравномерно, и несмотря на то, что окончил художник монументальную мастерскую Академии Художеств имени И. Е. Репина, более его влечет именно графическое исполнение. 

 

Март 27, 2024 - 02:18

Уважаемые господа, Санкт-Петербургская торгово-промышленная палата приглашает Вас принять участие в презентации «Открой свою Сибирь: инвестиции в промышленность, строительство и туризм Тюменской области»,которая состоится 9 апреля 2024 года.

 

Март 22, 2024 - 13:41

В дни школьных каникул Русский музей подготовил новую выставку специально для юных посетителей и тех, кто хочет узнать больше о детском творчестве.