В Эрмитаже открыли «Галерею Петра Великого» – первую часть постоянной музейной экспозиции «Культура России в первой половине XVIII века», приуроченную к 300-летию провозглашения России Империей и 300-летию Ништадтского мира.
После смерти Петра в 1725 году принадлежащая ему коллекция редкостей, а также многие его личные вещи были переданы в Кунсткамера. Впоследствии это уникальное хранилище пополнилось собрания и сподвижников царя и другими экспонат а и той эпохи. В конце 18 века этот комплекс получил название "Кабинет Петра Великого". В 1848-1849 годах по указанию императора Николая I была создана Петровская галерея. Уже в советское время экспонаты из Кунсткамеры были переданы в Эрмитаж. Именно с использованием предметов из этих собраний и создана новая экспозиция
Она расположена в детских комнатах сыновей императора Николая I — Константина, Николая и Михаила, до неё нужно пройти вдоль всей анфилады залов Невской линии, начало экспозиции - в Ротонде. И сразу мы видим Петра - Победителя на картине французского художника Луи Каравака «Полтавское сражение 1709 года». Здесь же - удивительный трофей русского оружия - седло с лошади Карла XII. Оно было захвачено русскими солдатами под предводительством графа Шереметева после триумфальной Полтавской битвы и вплоть до революции хранилось в знаменитом собрании, расположенном в их дворце на Фонтанке.
Второй зал - портрет на галерея. Здесь и члены семьи Петра, и его сподвижники. В полный рост мы впервые увидим Феофана Прокопович, того самого, который как бы создал культ Петра в России. Его сподвижник, умнейший человек своего времени, весьма сильно повлиял нам имидж императора как в стране, так и за рубежом.
Но, пожалуй, самым интересным в этом зале является бюст Петра I, выполненный из воска. Он в точности передаёт его облик, его взгляд (глаза выполнены из эмали), причёску (использовались волосы, которые парикмахеры стригли с него, но не выбрасывали). Он расположен в специальном боксе, в котором поддерживается определенный температурно-влажностный режим и сделана уникальная подсветка. Это немецкие витрины, закупленные на средства ПАО Газпром, который является генеральным спонсором выставки. Практически все витрины позволяют без бликов рассмотреть предметы, сохраняя нужные параметры присутствия.
Третий зал, пожалуй, максимально помнит императора и его руки. Конечно, сразу бросается в глаза паникадило, которое он САМ вытачивал на станке. Конечно, без подручных это сложно, они были, но, глядя на это изделие почему то вспоминаешь грандиозность всех замыслов Петра. И маленькая чаша, выполненная им самим из кокоса, рядом не кажется незаметно.
Очень интересно эрмитажники показали разницу в заграничных поездках Петра - первой, когда он был простым голландский подмастерьем, и второй, в Версаль, за французским духом. Как оказалось, он действительно принял французскую моду, но слепо ей не следовал. Во всех его костюмах того времени присутствует отложной воротничок, чего нет во французских моделях.
Чрезвычайно интересна витрина с медицинским инструментами. Придворные боялись показывать царю свою хворь, поскольку он тут же начинал их лечить. Ходил даже анекдот, что если человек после этого уходил из жизни, Пётр с интересом рассматривал его внутренности в анатомическом театре. Кстати, зубы, которые царь часто выдергивал окружающим, хранятся в Кунсткамере до сих пор. Здесь же проходная аптечка императора со множеством флакончиков, чашечек, каких то ещё не совсем понятных предметов.
Еще одним свидетельством того, что Пётр заложил основы дипломатии, является кукла, подаренная голландцами императору Александру I. Это копия хозяйки дома, в котором жил царь - плотник. Сохранено все - шляпа, корсет, чулочки, даже монетки в кошельке. Кукла никогда не использовалась по прямому назначению императорскими детьми, наверное, поэтому она так хорошо сохранилась.
Сейчас открыто эти три зала. Но экспозиция будет расширяться и достигнет своей кульминации к 350-летию Петра, которое Петербург и вся страна будут отмечать в мае.
«Мы торжественно объявляем, вместе с «Газпромом», о начале большой эрмитажной программы, посвященной Петру Великому. Юбилей Петра I очень важен для всей страны, особенно для Петербурга и Эрмитажа. Мы храним его вещи, его дух и память о нем. Петр Великий – это вечная фигура, он основатель Империи. Петру I мы за многое благодарны. Он основатель Петербурга – здесь и говорить не о чем. Он основал русское собирательство – именно он привез Венеру Таврическую и первую картину Рембрандта в Россию. Он основал музейное дело вместе с первым музеем России - Кунсткамерой», – сказал Михаил Пиотровский.
Необходимо принести слова благодарности ПАО Газпром за деятельное участие в подготовке к празднованию 350-летия основателя Санкт-Петербурга. По словам Алексея Миллера, смыслом своей жизни он считал становление России как ведущей мировой державы, создание империи. И он это сделал – при своей жизни. Петр I отдавал всю свою энергию и силы этой миссии. Он был настоящим пассионарием.
Нельзя не согласиться с этим
Татьяна Бушманова
Фото Татьяна Бушманова