«Google стал туркомпанией!». С таким тезисом представители туроператоров начали обсуждение глобальных перемен в туризме на международной конференции в Иордании. Напомним, что конференция «Использование возможностей туристического рынка во времена глобальных перемен» (Seizing Tourism Market Opportunities in Times of Rapid Change) состоялась во Дворце конгрессов имени короля Хусейна на Мертвом море (Иордания) 5 и 6 июня этого года. Форум проходил при поддержке Всемирной туристской организации ООН (UNWTO/ЮНВТО) и Всемирного совета по туризму и путешествиям (WTTC), а также при личном содействии короля Иордании — Его Величества Абдаллы II. В угоду технологиям Рост количества самостоятельных бронирований знаком не только российскому туристическому рынку.
Аналогичная тенденция происходит во всем мире, отметили представители зарубежных туркомпаний и ассоциаций по туризму. «Не так давно мы и не догадывались, что технологии дадут возможность бронировать туры, например, по мобильному телефону. Кто мог знать, что со временем зарегистрироваться на рейс можно будет через маленький гаджет? Уже сейчас каждая третья поездка в мире осуществляется напрямую: потребитель-поставщик услуг», - сообщил генсекретарь ЮНВТО Талеб Рифаи. В TUI уверены, что в данной ситуации «спасение утопающих – дело рук самих утопающих». «Наиболее существенное изменение, с которым столкнулся турбизнес – это технологии. За последние пять лет мы потеряли свою монополию на сообщение. Поэтому измениться должно и то, как мы производим свой продукт, продвигаем его. Мы должны сосредоточиться на содержании продукта – в нем всегда будет необходимость», - заявил в ходе конференции исполнительный директор компании TUI AG и председатель TUI Travel PLC Майкл Френзел.
Эксперты уверены, что спрос на операторский туризм не иссякнет, если операторы будут идти в ногу с технологиями, ориентируясь на разных потребителей. «Все страны хотят, чтобы туристы оставались дольше и платили больше. Именно так поступает молодежь, которая, помимо прочего, постепенно начинает осваивать нетрадиционные маршруты. Все более активно путешествуют и люди старшего возраста, которым также нужен собственный продукт», - уверен исполнительный директор ЮНВТО по конкуренции, международным отношениям и партнерству Марсио Фавилла Л. Де Паула.
Еще один пример привел основатель и глава компании Abercrombieand Kent Джеффри Кент: «Сейчас туроператорам важно охватывать все секторы туризма. Например, в США есть такой сектор как одиночные путешествия. Это не туры для одиноких людей – у большинства из таких туристов есть партнер, но они по каким-то причинам предпочитают путешествовать самостоятельно. Нужно менять и адаптировать содержание турпродукта». Представитель Kuoni Ремо Масала добавил, что клиент турфирм хочет быть хорошо информирован обо всех деталях путешествия, потому этому моменту следует уделить максимальное внимание. «Приходя в турфирму, турист должен столкнуться с наименьшим числом сложностей при бронировании поездки», - уверен эксперт. Не забыли участники конференции и про особенные требования растущего российского рынка. По их мнению, россияне любят магазины и рестораны, где тратят много денег. Поэтому нужен продукт с учетом этой специфики. Визы тормозят туризм Одной из ключевых проблем в развитии туризма, по мнению экспертов отрасли, остается визовый вопрос.
«Мы должны вести диалог с правительством для того, чтобы туризм был лишен максимального количества барьеров. Речь идет как о налогообложении (туризм – не алкоголь и табак, поэтому и налоги здесь должны быть другие), так и о визах», - отметил глава Британской ассоциации туроператоров (ABTA) Марк Танзер. По оценке Всемирного совета по путешествиям и туризму (WTTC), только отмена виз повлечет за собой создание в мире более 5 млн рабочих мест в течение 3 лет. «Ценность и важность туризма признал и Барак Обама, который призвал власти США сделать ставку на туризм и запустил процесс облегчения визового режима. Например, раньше для граждан таких ключевых для туризма стран, как Китай и Бразилия, было непросто получить визу США, но теперь эта проблема решается, потому что глава США, наконец, понял важность туристической отрасли для экономики страны», - подчеркнул глава WTTC Дэвид Скоусилл.
Особый блок проблем тянет за собой рост цен на нефть, уверены эксперты. Основная из них – удорожание воздушной перевозки. При этом зарубежным туроператорам, как и российским, не чужда проблема взаимоотношений «туркомпания – авиаперевозчик». Жесткие блоки, негибкая ценовая политика – все это приводит лишь к потерям туррынка, уверены присутствующие на конференции операторы. Открыть небо Решение проблемы предложил генеральный менеджер авиакомпании PegasusСертач Хайбат. По его словам, либерализация воздушного пространства избавит туристов и туркомпании от чартерных рейсов, а дополнительная конкуренция позволит выбирать необходимый продукт в любом ценовым сегменте. «Правительство должно заниматься контролем безопасности полетов, инфраструктурой. В вопрос допусков перевозчиков государство не должно быть включено вообще», - уверен Сертач Хайбат. В качестве примера он привел двустороннее соглашение между Россией и Турцией. «На маршруте Стамбул–Москва летать могут только «Аэрофлот» и TurkishAirlines. Это хорошо для авиакомпаний, но очень плохо для потребителя: у них нет возможности получить конкурентные условия. Мы же смогли получить право летать только в Краснодар и Омск, хотя готовы ставить рейсы и по другим маршрутам», - отметил эксперт.
По словам г-на Хайбата, государство также не должно беспокоиться о прибыльности работы авиакомпаний в случае открытия неба: рынок сможет сам себя отрегулировать. «Если какая-то авиакомпания может летать по маршруту, то это будет только выбор клиента, билет какой из них купить. Так же решится и проблема операторов, у которых появится большой выбор партнеров. Открытие неба позволит туризму развиваться», - уверен Сертач Хайбат. Либерализация, по его мнению, также поможет свести на «нет» необходимость в постановке чартерных рейсов. «Для Турции основным рынком является Германия. Но если посмотреть на заполняемость рейсов, то можно убедиться, что благодаря либеральной воздушной политике между нашими государствами все больше туристов летают регулярными рейсами: чартеры полными уже не летают. Поэтому многие туроператоры берут блоки на регулярных рейсах и избавлены от риска поднимать собственные чартеры», - пояснил он.
По мнению г-на Хайбата, будущее туризма – отдельные продажи туров и авиабилетов. «Все, что нужно делать операторам – продавать пакетные туры, включающие проживание, трансфер, все дополнительные услуги на месте. Туристам же должен быть дан выбор, каким образом лететь на место отдыха. Например, кто-то выбирает 3-звездочный отель, но не хочет лететь в переполненном эконом-классе, а кто-то, напротив, купит у оператора пакет 5*, а полетит на отдых на борту лоу-кост авиакомпании», - резюмировал Сертач Хайбат.