Слухи о возможной девальвации рубля, появившиеся на фоне резкого ослабления российской валюты, совпали с ростом продаж путевок по акции раннего бронирования на летний сезон-2014.
Отдельные туроператоры видят в этом прямую зависимость: резко подорожавшие евро и доллар вызвали у потребителей желание «подстелить соломку», гарантировав себе отдых по более низкой цене. Последний раз столь мощный обвал рубля был зафиксирован весной 2012 года. Тогда удорожание бивалютной корзины стало следствием обострения долгового кризиса в Греции. Еще стремительнее доллар и евро росли в России лишь зимой 2009 года на фоне резкого падения цен на нефть. Пессимисты пророчат, что уже в этом году доллар будет стоить около 40 рублей, а евро – 50.
Туристическая отрасль, как один из самых чувствительных барометров экономики, быстро отреагировала на изменение курсов доллара и евро. Уже с первых чисел января в ряде турфирм отмечают резкий рост спроса на туры по самым популярным зарубежным направлениям – Турции, Болгарии, Испании и Греции. «Как правило, январь это спокойный месяц, продажи начинают постепенно расти как минимум с февраля. Однако на этот раз все обстоит иначе», – прокомментировала директор екатеринбургской компаний «Зима-Лето» Ольга Гуляр. По ее данным, спрос на туры по акциям раннего бронирования сейчас почти на 20% выше прошлогоднего. Причем дисконт, который предполагает ранее бронирование – в среднем это 30% от стоимости тура, перестал быть главным фактором роста спроса. «Людям важно успеть приобрести путевки, пока они не подорожали из-за возможного увеличения курса доллара. При этом для тех, кто забронировал тур заранее, цена меняться уже не будет», – отметила г-жа Гуляр.
Генеральный директор компании «Музенидис Трэвел» Александр Цандекиди считает, что прямой связи между валютными колебаниями и всплеском ранних бронирований нет, поскольку туристы активизировались еще до Нового года. С учетом регионов спрос по акциям раннего бронирования, по его данным, в среднем на 50% опережает прошлогодние показатели.
Аналогично рассуждает и руководитель болгарского отдела компании «Солвекс-Трэвэл» Ирина Полетайкина. По ее мнению, первопричиной роста спроса стал более ранний старт летних продаж. Первые заявки пошли еще в октябре прошлого года, что почти на месяц опережает предыдущие показатели. «Для многих туристов решающую роль играет гарантия отдыха на конкретном курорте и в определенном отеле. На болгарском направлении, как правило, в первую очередь скупается размещение на курортах Дюны и Албена», – пояснила представитель «Солвекса». При покупке летнего тура зимой скидки могут доходить до 35-40% в зависимости от отелей и набора услуг.
Стоит отметить, что в общем объеме продаж на акции раннего бронирования приходится примерно 30% заявок. Между тем, г-н Цандекиди не исключил, что последние события на валютном рынке смогут придать предварительным продажам дополнительное ускорение, но вряд ли очень существенное.
В отношении долгосрочных прогнозов летнего сезона операторы более осторожны. В силу прямой зависимости между ценой тура и соотношением рубля к доллару и евро рынку вряд ли удастся избежать подорожания путевок, а следовательно и некоторого падения турпотока. «Людям нужно время, чтобы привыкнуть к новым ценникам, на это уходит, как правило, до полугода. К сожалению, будущее лето как раз попадает в этот временной отрезок», – говорит генеральный директор компании «Ванд Интернэшнл Тур» Татьяна Ванд. В такой ситуации, продолжает она, туристы либо переключаются на бюджетные направления, либо откладывают поездку.
«Поскольку никто точно не знает, что будет с рублем, вряд ли потребитель поспешит отнести свои деньги именно в турфирму», – поддерживает коллегу генеральный директор компании «Пегас Туристик» Анна Подгорная. По ее мнению, колебания в цепочке рубль-евро-доллар могут оказаться более чувствительными для регионов, особенно в сегменте недорого отдыха. Для туристов с высоким и средним достатком валютные «качели» обычно ничего не значат. Примечательно, что большинство европейских курортов в этом году практически не изменили стоимость услуг, тогда как из-за валютных колебаний «наценка» на путевку может доходить до 20%.
«Судя по последним заявлениям экономистов, серьезных скачков доллара и евро по отношению к рублю, какими нас сейчас пугают, все же не будет. Но, к сожалению, негативные ожидания населения от этого уже не изменятся», – заключил Александр Цандекиди.