Эстонские власти уже несколько лет подряд фиксируют устойчивый рост числа туристов из России. Наши соотечественники по этому показателю занимают второе место после финнов. Из общего объема ночевок иностранных туристов доля жителей Финляндии составляет 44% (кстати, в этом году число финских туристов осталось на уровне 2010 года), а россиян – 13%. За первые 8 месяцев этого года гостиницы Эстонии посетили 1,27 млн. иностранных туристов. Это на 15% больше, чем за то же время год назад. Количество российских клиентов (134 тыс.) и ночевок россиян (339 тыс.) выросло на 48% и 49% соответственно. Причем, показатель количества российских ночевок за 8 месяцев уже обогнал весь 2010 год.
«Сравнивая результаты по месяцам, мы видно, что самый большой рост по числу ночевок россиян был именно в январе, а самый большой относительный рост – в апреле», – рассказал московский представитель Эстонского центра развития туризма Тыну Стейнберг. Средний срок пребывания россиян в Эстонии, по его словам, также подрос и составил чуть больше 2,5 суток. При этом Таллин остается самым популярным городом в Эстонии, здесь останавливаются 62% от всего турпотока россиян..
Однако российские туроператоры, работающие по Прибалтике, особого всплеска спроса на Эстонию ни в этом году, ни на предстоящий зимний сезон не заметили. Мы попросили их сравнить эстонскую статистику с их собственной и выяснили, что спрос на туры в Эстонию был либо чуть выше прошлогоднего, либо никак не проявил себя. А на предстоящие ноябрьские праздники многие компании зафиксировали снижение продаж.
Причину, по мнению генерального директора компании «Жарков-тур» Андрея Жаркова, надо искать в высокой стоимости продукта, в первую очередь, за счет транспортной составляющей. По словам г-на Жаркова, Прибалтика всегда считалась железнодорожным направлением, а железная дорога постоянно повышает цены. Сейчас средняя цена билета в оба конца составляет €320 на человека. К Новому году, по прогнозам, она достигнет уже €400. «Мы не можем подтвердить эстонскую статистику. Какого-то явного всплеска на эстонском направлении в этом году не наблюдалось. Спрос на ноябрьские праздники сейчас ниже на 20% по сравнению с прошлогодними показателями. Возможно, часть клиентов подтянется за оставшиеся две недели, но вряд ли они полностью закроют этот разрыв», – отметил собеседник RATA-news.
Начальник отдела стран Балтии компании «Русский экспресс» Мария Павлова также сообщила о затишье на ноябрьские праздники. «Эстония, пожалуй, самая дорогая из прибалтийских стран. Уикенд в Таллине стоит €350-400, поэтому туристы делают выбор в пользу более дешевых европейских направлений. За эти же деньги, например, в этом году можно отдохнуть неделю в Чехии», – говорит эксперт. Г-жа Павлова также отметила, что все больше россиян предпочитают не ездить в Прибалтику традиционным поездом, а летать туда самолетом, что гораздо дешевле. Билет на рейс Estonian Air стоит порядка 8-9 тыс. рублей в оба конца. Именно авиатуры в Эстонию этим летом пользовались спросом.
В компании «Вест Тревел», в свою очередь, напомнили, что с этого года многие российские туристы прибывают в Таллин на пароме. Нынешней весной Санкт-Петербург с эстонской столицей соединил принадлежащий петербургскому оператору St. Peter Line паром «Принцесса Анастасия». А с 30 октября эстонская столица включена в маршрут парома «Принцесса Мария», который до этого курсировал между Санкт-Петербургом и Хельсинки. При этом директор по продажам «Вест Тревел» Светлана Суворова отметила, что большинство туристов, прибывающих в Таллин морем, не задерживаются здесь дольше, чем на один день.