Природа с избытком наградила Грецию морем, пляжами, климатом, оливками и вином. История подарила ей достопримечательности мирового уровня, так что в этой стране отдыхать хорошо всегда. Но, как считает заместитель генерального директора компании «Солвекс-трэвэл» Екатерина Айзерман, нынешнее лето в этом смысле обещает быть просто уникальным: «В Греции, как известно, кризис, и одним из главных шансов на спасение экономики страна считает именно туризм. В результате для иностранных туристов складывается на редкость благоприятная и выгодная ситуация». Действительно, как пишут греческие СМИ, условия для пребывания иностранцев в стране сейчас очень комфортны. Снизились цены не только на недвижимость, но и на одежду, развлечения, такси, таверны, экскурсии, сувениры. Во многих кафе выпить чашечку кофе можно всего за один евро вместо прежних трех, а любое блюдо в хорошем ресторане стало на 20-30% дешевле, чем раньше. Снизились цены и на свежие фрукты. Особенно все это касается материковой Греции, так как на островах кризис традиционно ощущается меньше, а политических волнений нет вообще.
По словам Екатерины Айзерман, весенние месяцы показали снижение въезда туристов из Германии и Великобритании, основных рынков для Греции. Все надежды греческого турбизнеса, связаны сейчас с Россией. Здесь очень ждут наших туристов: везде надписи, ценники на русском языке, в аэропорту Афин принимают к обмену рубли. Телевидение показывает много передач о России. «Мне кажется, в этом году наших туристов греки будут просто носить на руках», – заметила г-жа Айзерман.
На исключительно благоприятную атмосферу для отдыха работают не только эмоции, но и реальные коммерческие факторы. Отели из-за падения западных рынков недозагружены, и летом операторы ждут от них спецпредложений. Как рассказала г-жа Айзерман, уже сейчас многие гостиницы, в том числе популярные, сетевые, предлагают размещение с бонусами: бронируете сьют с завтраком – получаете полупансион, заказываете стандартный номер – получаете повышенной комфортности.
Снижена стоимость пакетов на различные спа-процедуры и лечение. Например, обновленный государственный спа-центр в Лутраки предлагает 5-дневный пакет на лечение всего за 200 евро. «В Москве за эти деньги вы сможете позволить себе максимум два сеанса мануальной терапии. Здесь – даже не оздоровление, а полноценное лечение. Тут же минеральные источники, море и экскурсии, ведь от курорта Лутраки рукой подать до самых известных достопримечательностей Греции», – говорит Екатерина Айзерман. По ее мнению, ситуация на российском туристическом рынке сейчас более спокойная, чем в 2011 году. Операторы ведут себя осторожнее, многие уменьшили объемы, чтобы избежать демпинга. Все это дает надежду на хороший сезон, тем более что раннее бронирование прошло успешно. Будто в подтверждение этих слов системы онлайн-бронирования, в частности, Skyscanner и Momondo.ru, также зафиксировали почти 30-процентный скачок спроса на билеты в Грецию на лето.
Греция как страна и, соответственно, как туристическое направление сейчас постоянно на слуху. Это тоже работает на популярность. Многие туристы едут туда повторно. Заметно также перераспределение спроса с турецкого направления, которое в последние годы постоянно дорожает. Большинство россиян, побывавших в Греции, отмечают экологическую чистоту этой страны. Не случайно, по данным российской статистики, в прошлом году поток наших туристов в Грецию вырос более чем на 58%, достигнув 612 тысяч человек. Для сравнения, в 2007 году из России в Грецию съездили 244 тыс. российских туристов.
Екатерина Айзерман также уверена, что, как и в прошлом году, высоким сезоном по Греции окажется сентябрь, а не август. Такая тенденция наметилась еще три года назад. «Правда, в этом году, учитывая действительно уникальную ситуацию в Греции, август все-таки может «выстрелить». После небольшого весеннего «провисания» спрос снова заметно вырос, причем, не только на российском рынке, но и в Европе», – пояснила она.
Эта оценка перспектив сезона во многом совпадает с прогнозом европейских туроператоров. Как писала недавно RATA-news, в Греции констатируют рост британского рынка, в итоге летом страна ожидает вдвое больше туристов из Великобритании, чем обычно. Аргументы у британцев тоже практические: из-за кризиса и падения евро по отношению к фунту отдыхать в Греции будет выгодно. Их не пугает даже возможный переход Греции на национальную валюту – драхму.
Не пугает выход из зоны евро и руководство компании Thomas Cook. Недавно оно заявило, что переход Греции на драхму мог бы стать хорошим стимулом для развития туризма в этой стране: «Направление окажется очень выгодным для иностранных туристов, здесь начнется настоящий туристический бум. На фоне недорогой Греции такие страны, как Испания, потеряют для европейцев многие конкурентные преимущества».