Экспозиция открылась в Арт-галерее на Итальянской, 5. Главный герой экспозиции — велосипед, который потеснил автомобили. Эволюцию двухколесного транспорта своими глазами увидел Александр Одинцов.
С первого взгляда эта выставка про эволюцию велосипеда и даже его мутацию. В экспозиции три части: дореволюционная — она представлена в фотографиях, современная — тут экземпляры даже мировых автобрендов, советская — в виде цирковых моноцикля и бланкрата, представляющего собой колесо с педалями и без сиденья.
— Это действительно сложный цирковой номер: и педали высоко, и сложная система с пятью колесами. Он придумал это для своего номера, посвященного московской Олимпиаде.
Пять колес — пять олимпийских колец. Солнечный клоун Олег Попов использовал этот велосипед считанное количество раз. Экспонаты предоставил Музей циркового искусств, а фото с счастливыми и гордыми обладателями железных коней — рижский коллекционер Екатерина Викулина.
АРТЕМ МАГАЛАШВИЛИ,организатор выставки:
«Велосипед появился не так давно. Если вспомнить первые велосипеды, колеса которого были огромные, потом он трансформировался, стал удобнее, стал быстрым, заменяющим лошадей и авто, которые чудили, дымили».
Кстати двухколесный транспорт и фотография — почти ровесники. Первый самокат появился в 1817 году, а первый задокументированный снимок — в 1822.
АЛЕКСАНДР ОДИНЦОВ,корреспондент:
«Как ни крути, но мода циклична, и с велосипедом это тоже происходит. В XIX веке он стал, пожалуй, первым действительно персональным видом транспорта. Его почти всегда брали с собой, ухаживали, украшали».
Сейчас железный конь с двумя колесами снова стал популярен. Правда, теперь повод серьезнее —сейчас он самое экологически чистое средство передвижения.
А этот экземпляр, кажется, и вовсе целиком в эко-повестке, ведь выполнен он из трех пород дерева: красного, украинского дуба и клена. Из экоматериалов здесь только рама в форме изогнутого лука.
Этот велосипед — целиком ручная работа: вилка — из карбон-кевлара, руль, ручки — из кожи.
Его создатель Павел Гусар добавил сюда гидравлические тормоза и современную систему переключения скоростей. Собрал свой велосипед он за 3,5 месяца. Эксперты оценили транспорт в полмиллиона рублей. На улице, говорит конструктор, люди не верят, говорят, пленкой обклеил. Респектабельный велосипед он не раз проверил на прочность.
ПАВЕЛ ГУСАР,дизайнер велосипедов:
«Дойти до грани, где его грань, когда он может сломаться. Цель была — его сломать, я его испытывал. Прошлым летом у меня было падение метров с полутора: меня подрезали. Рама выдержала, я почувствовал, как она самортизировала».
Серийное производство авторских велосипедов он пока запускать не намерен. Сейчас работает над детским деревянным экземпляром. Говорит, еще для малышей беговел выстругает.
Три века жизни велосипеда как явления посетители Арт-галереи на Итальянской смогут увидеть до 25 августа.
Фото peterburg2.ru