Европа слетается в Пулково. Аэропорт может получить седьмую свободу с небольшими ограничениями

Правительство может с января 2020 года предоставить аэропорту Пулково право на седьмую степень свободы воздуха с ограничениями, направленными на защиту интересов авиакомпании «Россия». Минтранс внес в правительство список из 30 стран, из которых иностранным лоукостерам разрешено будет летать в Петербург.

Либерализация авиасообщения призвана ускорить увеличение пассажиропотока Пулково, ускорив окупаемость инвестиций в введенный в конце 2013 года терминал, но ударит по интересам российских авиакомпаний, которые столкнутся с конкуренцией со стороны европейских лоукостеров.

Седьмая степень свободы воздуха будет введена в Пулково с 1 января 2020 года, сообщает ТАСС со ссылкой на источники. Режим открытого неба будет работать в тестовом режиме в течение пяти лет.

Седьмая степень свободы воздуха позволяет иностранным авиакомпаниям летать из Пулково в третьи страны напрямую, без посадки в стране регистрации перевозчика. Данную модель перевозок развивают европейские лоукостеры — Ryanair (Ирландия), WizzAir (Венгрия), EasyJet (Великобритания) — в противовес традиционным авиакомпаниям, чья маршрутная сеть завязана на один или несколько международных аэропортов (Lufthansa, KLM). Модель получила развитие в Европе, где действует режим открытого неба.

Либерализовать авиаперевозки в Пулково в этом году предложили «Воздушные ворота северной столицы» (ВВСС), управляющая компания аэропорта. Летом ВВСС направили соответствующее письмо президенту РФ Владимиру Путину, который оставил на нем положительную резолюцию. Позже либерализацию поддержал курирующий транспорт вице-премьер Максим Акимов. Резко негативно на данную инициативу отреагировали российские авиакомпании, рискующие потерять часть доходов и петербургского пассажиропотока. Минтранс также пытался сопротивляться: осенью сообщалось о предложенном министерством варианте либерализации, при котором иностранным авиакомпаниям будет разрешено летать в Санкт-Петербург только из аэропортов, расположенных в 200 км от тех городов, куда уже летают российские перевозчики. Данный протекционистский вариант свел бы к нулю эффект от либерализации.

По данным ТАСС, Минтранс подготовил два списка стран, куда разрешено будет летать иностранным перевозчикам по открытому небу.

В 21 страну можно будет летать без ограничений:

  •     в Бельгию,
  •     Данию,
  •     Ирландию,
  •     Исландию,
  •     Латвию,
  •     Литву,
  •     Люксембург,
  •     Македонию,
  •     Мальту,
  •     Нидерланды,
  •     Норвегию,
  •     Польшу,
  •     Португалию,
  •     Румынию,
  •     Сербию,
  •     Словакию,
  •     Словению,
  •     Финляндию,
  •     Швейцарию,
  •     Швецию
  •     и Эстонию.

Еще в девять стран иностранные компании смогут летать из Пулково с ограничениями:

  •     в Австрию (кроме Вены),
  •     Болгарию (можно будет летать только в Софию),
  •     Великобританию (кроме Лондона),
  •     Германию (кроме Берлина, Дюссельдорфа, Гамбурга и Мюнхена),
  •     Испанию (кроме Барселоны и Малаги),
  •     Италию (кроме Рима и Милана),
  •     Кипр (кроме Ларнаки и Пафоса),
  •     Францию (кроме Парижа и Ниццы)
  •     и Чехию (кроме Праги).

Собеседник “Ъ” в одной из российских авиакомпаний отмечает, что список ограничений в целом отвечает интересам авиакомпании «Россия», дочерней структуры «Аэрофлота», базирующейся в Пулково.

Международные пассажирские перевозки между российскими и зарубежными аэропортами регламентируются двухсторонними соглашениями российских и иностранных авиавластей.
Собеседники “Ъ” объяснили, что Минтранс будет заключать отдельные договоренности с каждой из стран, куда ведомство планирует разрешить перевозки по пятой степени свободы воздуха.

В ФАС России заявили, что сформированные Минтрансом перечни «имеют признаки раздела рынка», и пообещали принять меры реагирования.

Герман Костринский

Фото: Александр Коряков / Коммерсантъ

Другие новости по теме «Авиаперевозки»

Декабрь 9, 2019 - 10:29

В отношениях Москвы и Тбилиси есть несколько вопросов, требующих скорейшего решения, считает глава комитета Совета Федерации по международным делам Константин Косачев. В первую очередь, это упрощение визового режима и восстановление авиасообщения.

 

Декабрь 9, 2019 - 10:24

Российские авиакомпании уже через несколько лет рискуют столкнуться с нехваткой пилотов, восполнить которую действующие учебные заведения не смогут, сообщили «Известиям» в профсоюзе летного состава (ПЛС) России. Кадровый голод начнет ощущаться уже в 2021–2023 годах из-за ухода на пенсию большого числа «возрастных» летчиков.

 

Декабрь 9, 2019 - 09:28

British Airways запустила самый короткий в мире ежедневный регулярный рейс на Boeing 777: расстояние между аэропортами не превышает 86 километров. Во время перелета самолет успевает набрать высоту лишь в 6000 футов (около 2 километров) и тут же садится. Весь полет занимает менее получаса, причем основное время тратится на выполнение стандартных схем выхода и захода на посадку.

 

Декабрь 7, 2019 - 10:16

Почему пилоты в рейсе всегда едят разную пищу, кто управляет самолетом большую часть времени — автоматика или человек, о каких сложностях, возникающих в небе, никогда не узнают пассажиры — на эти вопросы РИА Новости ответили летчики, за плечами которых тысячи часов в воздухе. Ко Дню гражданской авиации мы записали рассказы пилотов об их непростой профессии.