Фабио Мастранджело: живу и работаю на Петроградской стороне

Назначенное на 14 января интервью с художественным руководителем театра «Мюзик-Холл» Фабио Мастранджело началось с расспросов о моём вьетнамском вояже в декабре. Фабио много приходится ездить, потому про путешествия ему интересно. Могла говорить бесконечно, но у нас задача другая. В редакции просили расспросить о местах на Петроградской стороне, которые любит дирижёр.

- Конечно, Александровский парк - мой родной, великолепный парк. Я убеждён, что он достоин более яркого места в стратегии города. Здесь много культурных учреждений: наш театр, Балтийский дом, Великан-парк, парк должен стать культурным крафтом.

- Театр много делает для этого – концерты оркестра на улице перед зданием театра «Мюзик-Холл» и спектакли фестиваля «Опера - всем» несколько раз шли, даже убирали территорию по весне…

- Да, нас просили и мы, как послушные граждане, выполнили задачу.

- Может, ещё какие-то места?

- Очень люблю набережную Адмирала Лазарева. Я жил там. Интересно было наблюдать за развитием этого места. Тогда ещё не было второго моста, напротив, на другом берегу Малой Невки строили шикарные дома.

- Недавно проезжала – место не узнать, а потом жил на Васильевском?

- Недавно переехал, сейчас живу на Петроградской стороне, на Большом проспекте около площади Льва Толстого.

- Приблизился к месту работы. Старый дом?

-  Старой дом, исторический, часто, возвращаясь домой, вижу в парадной туристов.

- «Мюзик-Холл» - часть комплекса Народного Дома, куда входили и здание, на месте которого сейчас театр-фестиваль «Балтийский дом» и бывший «Железный павильон», привезённый с Нижегородской ярмарки, где теперь Планетарий, а театральный зал театра раньше назывался «Зрительный зал и народная аудитория имени его высочества принца А.П.Ольденбургского». Внешне ваше здание осталось прежним и вы даже можете сделать музей Народного Дома.

- Да, совершенно верно, у меня есть мечта, чтобы бывший комплекс Народного Дома снова стал единым целым. Чтобы та концепция общего пространства возродилась. Ещё, когда мы разрабатывали концепцию развития театра, я упомянул о мечте, разумеется, всё это на уровне мечты, сделать доступным для публики проход от нас до Великан-парка сквозь все здания. Разумеется, ни о каком объединении театров речи нет, у нас у каждого своё поле деятельности, я хочу разрушить закрытость театра, чтобы была возможность людям надышаться этим пространством: заходить, читать книгу, пить кофе, просто побыть здесь и, возможно, подготовиться к зрелищу.

- Понимаю, что солидарен с Михаилом Борисовичем, который делает Главный штаб местом притяжения публики не музейной, но и такой культурный променад для всех устраивает по цокольному этажу с кафе, книжными магазинами и общедоступными экспозициями.

- Да, таким образом театр мог бы стать сердцем парка и то, что происходит снаружи и внутри, можно было бы связать воедино. Мне кажется интересной эта концепция, повторяющая идею Народного Дома.

- Полагаю, что если в первую очередь думать о городе, как месте жизни людей, то и затраты не покажутся излишними. Говорят таков Сеул. Слушала лекцию об этом городе, где всё устроено ради удобства человека.

- Согласен, я бывал там и вскоре буду снова в ноябре. Может быть, даже чуть-чуть диссонанс (музыкант в каждом сравнении), потому что это огромный мегаполис, а по ощущению - жилое пространство для человека, там можно ходить пешком и свободно. Иначе в Москве, где иногда  чувствуешь себя как никто, среди этих огромных дорог… Старая Москва уютна, а новые пространства подавляют.

- У нас на Петроградской стороне стиль модерн дает предпосылки стать северным Сеулом по комфорту.

- Да, очень хочу и беспокоюсь о судьбе парка - Александровский парк может и должен играть объединяющую роль – даже соединить острова, ведь у нас до самого театра есть ещё и водный путь, хорошо бы возродить водный транспорт. Чтобы удобно и комфортно перемещаться во все стороны. Но это пока мечты.

- Тогда вернёмся к ближайшим планам театра. Про ремонт даже не хочу спрашивать…

- Нет-нет, сдвиг есть – наконец-то началась экспертиза. Мы сдали документы в конце ноября, что было делом сложным и задержало наши планы на 1,5 года. Экспертиза длится 3 месяца, так что рассчитываем вскоре получить ответ.

- Это памятник федерального значения, здесь много ограничений?

- Нет, поскольку театр реконструировался неоднократно, сначала под «Мюзик-Холл», потом стал кинотеатром «Великан», потом снова «Мюзик-Холл», и всё это делалось уже советскими материалами и настолько изменено, что ограничений не может быть.  Сохранились документы, и в нашем проекте мы с Юлией Николаевной (Ю.Н.Стрижак директор театра «Мюзик-Холл»), которая тоже живёт на Петроградской стороне и любит её, придерживаемся твёрдой позиции вернуться к модерну.

- Читала, что в 1912 году в зале было 2700 мест.

- Чуть ли не 2800. Сейчас у нас 1500 мест и в будущем, если утвердят наш план реконструкции,  мы потеряем 120-140 неудобных мест, откуда плохо видно сцену. Мы хотим, чтобы у каждого, кто купит билет, было максимально комфортное место.

- То есть вы уже точно знаете, как все будет выглядеть после реконструкции?

- Да, конечно, в нашем проекте предусмотрена современная машинерия сцены, и это не просто мечты, а необходимость, чтобы стала возможной постановка любой сложности. Если говорить об эстетической стороне, то мы хотим вернуть былую красоту модерна.

- Ну, а пока в своих концертах вы продолжаете просветительскую направленность Народного Дома, этому посвящены словесные отступления на концертах.

- Да, я ставил перед собой задачу вернуть классический репертуар, которого семь лет назад практически здесь не было. С самого начала решили создавать собственную публику, и с гордостью могу сказать, что нам это удалось. Теперь у театра есть своя публика, и зрителей становится все больше. Продажи абонементов это подтверждают. Мы - единственный симфонический оркестр Петроградского района, а «Мюзик-Холл» - единственный театр на Петроградской, где исполняется симфоническая музыка.

- И очень щедро, программы всегда весьма насыщенные.

-Да, ведь ты сама ходишь на наши концерты и знаешь, что мы играем всё. К такому разнообразию мы шли не простым путём, не пытались завлечь шлягерами. Например, очень горжусь тем, что, когда в последний раз исполняли известнейшее произведение Карла Орфа «Кармина Бурана», перед ним в первом отделении прозвучал шедевр ХХ века - симфония «Художник Матисс» Пауля Хиндемита. Помимо нас в городе её давно никто не исполнял. Чуть схитрил, сыграв Хиндемита  первым. Дал сначала таблетку – сложное для восприятия произведение, а потом сахар – известную музыку «Кармина Бурана». И люди были в восторге. Также в этом году мы традиционно отдадим дань памяти защитникам и жителям блокадного Ленинграда. В преддверии юбилея Победы мы с особым вниманием отнеслись к формированию программы концерта 27 января «Подвигу твоему, Ленинград…». В программе концерта два знаковых сочинения: один из музыкальных символов тех страшных дней - Камерная симфония Шостаковича «Памяти жертв фашизма и войны» и концерт для голоса с оркестром Глиэра - наиболее искреннее и светлое произведение композитора, созданное самый разгар войны в 1943 году.

- По поводу восторга могу подтвердить. Стояла раз на остановке вместе с дамой, торопившейся на концерт, и выслушала такие восторги непритворные, такие искренние и горячие, что с удовольствием пользуюсь случаем их передать.

- Очень приятно, мы стараемся и делаем всё на благо людей.

- Полагаю, обаяние личности здесь играет огромную роль…

- Оно необходимо. Моё убеждение, что для этой профессии, и это не я придумал, без него не обойтись и этому нельзя научиться. Много чему можно научиться, но личность есть личность. Либо ты общительный человек и сам получаешь удовольствие от того, что делишься информацией, либо нет. В ход идёт всё: истории, анекдоты, случаи из жизни, когда нужно объяснить, почему именно тогда, не раньше и не позже Бетховен это произведение написал. Когда людям, не особенно в музыке осведомлённым, людям других профессий,  даёшь ключ, они начинают гордиться тем, что вдруг могут сказать «я понимаю!». В том числе, на репетициях музыкантам иногда объясняю, ведь все учились в разных школах, могут и по молодости чего-то не знать. На репетициях образовательный момент тоже присутствует. У каждого есть момент в жизни, когда ты брал отсюда, оттуда и ещё, например, из детства, от отца, постепенно всё перемешивается и вдруг происходит осознание, и ты понимаешь нечто, открывающее музыкальный секрет. Не случайно суп, состоящий, как известно, из многих ингредиентов,  советуют варить на медленном огне, чтобы составляющие получили шанс поближе познакомиться.  

- Теперь буду знать. Хотя раньше так про суп не думала.

- Ты заметила, наверное, что вкуснее блюда, которые дольше готовятся, и даже иногда они вкуснее на второй день?

- В этой связи подумала, что подчас бывает картошка из Израиля, а лук ещё откуда-то. Может им действительно надо время, чтобы ближе познакомиться?

- Вот ещё хочу рассказать правдивую историю: когда я выиграл конкурс в Женеве и меня  пригласили в женевскую консерваторию, там преподавала известнейшая концертирующая пианистка, по престижу не ниже классом, чем Артуро Бенедетти Микеланджели или Маурицио Поллини - Мария Типо, она до сих пор считается эталоном. Когда я пришёл на первый урок, сижу за роялем, сам уже концертирующий пианист, сыграл несколько нот, и вдруг она меня остановила: «Подожди, я хотела бы кое-что спросить. Ты хорошо умеешь готовить?», отвечаю «Ну, неплохо, развлекаюсь этим, мне нравится», «Хорошо, значит ты будешь хорошим музыкантом». Поскольку музыка - это философия, невыразимая словами, не только мануальность (всё ещё сохранились иностранные словечки) и эмпиризм.

- Да, так и есть. Просчитать невозможно. Однажды, слушая записи знаменитых пианистов,  заметила, что cismoll-ную прелюдию Рахманинова разные исполнители играют от 3-х до 5,5 минут. Казалось бы, короткое произведение и никто не делает пауз, а такая разница во времени!

- Ну, у меня на каждый случай своя история. Вот известная история про Брамса. Брамс -композитор очень такой специфический, его глубоким убеждением было не ставить показания метронома. До него Бетховен и другие писали, здесь скорость такая-то. Брамс писал «allegro», А что такое allegro? Темп -  понятие растяжимое. Так же как сила звука. Forte, по сравнению с чем forte? Брамс долго жил в Гамбурге, где развитие музыки и критики достигло невиданных высот. Приехали два квартета и сыграли один и тот же квартет Брамса и так по-разному, что критики написали, что не могло быть более противоположных интерпретаций. Заметив, что Брамс посетил оба концерта, журналист спросил, чьё исполнение вернее и лучше. Брамс ответил, что и то и другое. Кстати, Брамса мы сыграем уже 22 января. На концерте из цикла «Битва титанов-2» прозвучит его Симфония №4.

Но были и другие композиторы, например, Стравинский, который требовал «играйте то, что я написал». Вот потому и не люблю слов «эталонное исполнение», ибо нет предела совершенству, к тому же наше восприятие мира меняется, а, следовательно, и интерпретация музыкальных произведений. Это не объяснить словами, но это так есть.

 

 - Вот в связи с этим хочу спросить про режиссёрскую переделку опер. Не могу понять, зачем «Царскую невесту» переносить в современность, когда сюжет исторический и на этом построен?  

- Да, я понял вопрос. Считаю себя человеком демократичным, терпимым, допускающим многое. Пуччини, например, написавший много мизансценических советов, ни про какое раздевание певицы на сцене не писал, и это для меня табу. Вовсе не нужны эксцессы, наоборот сцена должна спровоцировать фантазию зрителя. Если показываешь всё, закончится интерес. Поскольку опера - самая сложная форма искусства, где актёр должен не только петь, но и играть, появляются режиссёрские возможности обновления и без затрагивания сюжета и без раздеваний. И второе, такие оперы как «Травиата» написаны о человеческих отношениях, которые для любого времени актуальны, а есть «Анна Болейн», «Вильгельм Телль», упомянутая «Тоска», которые принадлежат своему времени и написаны на исторические сюжеты. Если режиссёр стремится к каким-то искусственным выкрутасам, вероятно у него нет воображения. Самое трудное, не меняя ничего в сюжете, всё-таки создать что-то новое. В этом искусство режиссёра.

- Ну и совсем из «другой оперы» - часто упоминая на концертах свою сестру Валентину, названную отцом в честь Терешковой, ты повторяешь, что она тут ни разу не была. Неужели ей не интересно?

- Вот как раз этим летом возможно приедет. У неё уже дети совсем взрослые, один даже жениться успел. Так что теперь она стала свободнее, и я жду её в гости.

- Ещё хотела спросить про дирижёрскую палочку. Какие параметры у неё должны быть?

- Предпочитаю деревянную, хотя она рано или поздно ломается…

- Ну да, ведь такая эмоциональная манера дирижерская. А они где-то продаются и есть ли какие-то эталоны веса, длины?

- Да, есть магазины. По весу нет, а длину предпочитаю среднюю. Деревянная мне кажется естественнее, ближе к природе.

- А вот ещё о костюме. Сердце кровью обливается, когда летом в жару Фабио во фраке, да ещё в жилете, с присущей ему эмоциональностью энергично машет…

- Да, если честно, давно думаю, почему модельеры не делают костюмы для дирижёров. Тем более что есть такие супер-технологичные материалы, которые помогают спортсменам ставить рекорды, нам бы тоже особые материалы помогли. Странно, что нами дизайнеры не интересуются. Надо будет навести Армани на эту мысль.

- Ну и последний уже серьёзный вопрос о ближайших творческих планах.

- Готовим интереснейшую программу из цикла «Битва титанов – 2»: Брамс VS Мендельсон.
22 января в первом отделении прозвучит 2-я симфония Феликса Мендельсона, редко исполняемая, с солистами, а во втором - тоже давно в Петербурге не исполнявшаяся 4-я симфония Иоганнеса Брамса, о которой я уже упомянул. (На январском концерте побывала, симфонии поменяли местами, длинную симфонию Мендельсона с солистами и хором сыграли первой. Даже специалисты слышали это произведение в Петербурге впервые. Четвёртая Брамса прозвучала как песня – музыкальное сказание. Огромный успех!)

12 февраля мы подарим жителям и гостям города праздничный концерт «Рецепт любовного напитка», приуроченный ко Дню всех влюбленных. Еще один праздник – 8 марта – также не останется без моего внимания. В этот день на большой сцене нашего театра пройдет концерт «О чем поют мужчины». Солистами в этом концерте будут представители сильного пола, они будут петь о любви и бесконечном восхищении женской красотой и очарованием. А 19 марта состоится концерт из цикла «Гении ХХ века» «Палитка контрастов». Прозвучат произведения Шнитке и Прокофьева. Приходи!

 

Мы ещё поболтали об итальянской опере, о том, что Сицилия, где Фабио много и часто выступал и победил на конкурсе, отличается от материковой Италии, что капуччино не пьют днём, даже если очень любят этот кофе, но в приёмной ожидали музыканты, и мне пора было уходить. Даже про фестиваль «Опера – всем» не успела ничего узнать, всё впереди!

 

Интервью записала Елена Тарасенко

Фото Елена Тарасенко

Размешение Ваших турновостей на Pitert.Ru    Турновости, канал @pitertru в Telegram

Другие новости по теме «События»

Ноябрь 23, 2024 - 07:49

Национальный туристический бренд Саудовской Аравии «Добро пожаловать в Аравию» анонсировал второй этап глобальной туристической кампании «Земля, где вас ждут» — «Там, где зажигаются огни зимы».

 

Ноябрь 22, 2024 - 22:09

Уважаемые господа! 29 ноября 2024 года на площадке СПб ТПП (ул. Чайковского 46-48) состоится конференция «Рынок ОАЭ для ITи высокотехнологичных компаний: практические шаги и возможности».

 

Ноябрь 22, 2024 - 21:54

Цифровая экосистема МТС проанализировала ранние бронирования туристического жилья в Санкт-Петербурге и Ленинградской области на новогодние праздники 2024-2025 гг.

 

Ноябрь 22, 2024 - 19:42

С 01.12.2024 по 01.03.2025 осуществляется прием заявок на участие в XIII Открытом международном литературном конкурсе им. В.Г. Короленко.