В будущем, возможно, мы сможем выбрать соседей по креслу в самолете с помощью социальных сетей. Первой авиакомпанией, предлагающей такой сервис, должна стать KLM: как недавно заявили ее представители, с начала 2012 года клиенты KLM смогут регистрироваться на рейс с помощью Facebook, а затем, просматривая профайлы других пассажиров, находить в списке тех, с кем им хотелось бы лететь рядом. Полеты на самолетах – это вечная лотерея. Заходя в салон и разыскивая свое место, мы никогда не знаем, кто будет сидеть рядом с нами: соседом может оказаться нервный толстяк, который будет всю дорогу протирать шею носовым платком, а может и щедро надушенная блондинка, которая будет всю дорогу развлекаться с мобильником. Голландская компания KLM, принадлежащая ныне Air France, попытается сделать эту лотерею более предсказуемой. Как заявили ее представители в середине декабря, с начала 2012 года пассажиры компании смогут выбирать себе попутчиков с помощью Facebook. Для этого компания запустит сервис покупки билетов и регистрации на рейс через эту социальную сеть: введя все данные, человек сможет увидеть других пользователей, которые также планируют лететь по этому маршруту, а затем, перейдя на их страницу и изучив профайл, решить, хочет ли он лететь с ним или нет. Какая именно технология будет задействована для реализации этой идеи, пока не анонсируется. Однако, по мнению экспертов, скорее всего, KLM будет использовать аналог приложения MHbuddy, которое было разработано международным научным центром SITA Lab (создан в 1949 году 11 европейскими авиакомпаниями) и с марта 2011 года используется компанией Malaysia Airlines на ее странице в Facebook – с его помощью пассажиры могут покупать билеты и регистрироваться на рейс прямо в социальной сети, не переходя на сайт перевозчика. Кроме того, это приложение позволяет узнать, летит ли этим рейсом кто-то из твоих друзей или нет. Существенное отличие сервиса, который планирует ввести KLM, от того, что уже использует Malasia Airlines, – возможность увидеть всех пользователей Facebook'a, которые полетят на этом самолете, а не только своих друзей. Правда, как обещают в KLM, при желании можно будет закрыть свою персональную информацию, чтобы никто не узнал, что вы купили билет на данный рейс, и не подсел к вам, поставив в качестве аватарки не свое лицо с бородавками, а фотографию Анны Чапман. Помимо Facebook, сервис по выбору попутчиков будет запущен в деловой социальной сети LinkedIn. Отметим, что сейчас авиакомпании в основном используют социальные сети исключительно в презентационных целях, не предоставляя дополнительных технологических возможностей. Например, на страничках многих перевозчиков, включая российские, в том же Facebook есть кнопки «Покупка билета» или «Онлайн-регистрация на рейс». Однако, нажав на них, пользователь попадает в соответствующий раздел сайта компании, хотя очевидно, что максимально удобно было бы совершать все эти действия, не выходя из социальной сети. Российские перевозчики пока не комментируют действия конкурентов по освоению Facebook'а и предпочитают больше рассказывать о своих достижениях. Так, в авиакомпании «Сибирь» сказали, что и так являются лидером по внедрению современных сервисов – например, в июле 2010 года «Сибирь» стала первой российской авиакомпанией, которая создала собственное приложение для iPhone, через которое можно покупать билеты или регистрироваться на рейс. До этого такие приложения имели только зарубежные компании, работающие на российском рынке. Отметим, что сейчас собственную программу для iPhone имеет также «Трансаэро». При этом в целом уровень освоения социальных сетей российскими авиакомпаниями достаточно низкий: например, почти все завели себе аккаунты в Twitter, но мало кто реально публикует там сообщения. Та же ситуация касается и аэропортов: несколько раз корреспондент «Фонтанки» в виде опыта пытался спросить у представителей того или иного аэровокзала о причинах задержек рейсов, однако получить ответ не удалось ни разу. Впрочем, есть и исключения: так, недавно в московском Шереметьево впервые в мире ввели возможность регистрации на рейс через Skype. Что касается петербургского Пулково, то, как говорят здесь, настоящие инновации в сервисе начнутся после того, как к концу 2013 года закончится строительство нового терминала.