Федеральная антимонопольная служба (ФАС) внесла некоторую ясность в ситуацию с инициативой по созданию собственной российской системы бронирования авиабилетов и отказу от использования общемировых. Регулятор желает привести принципы формирования авиатарифов приблизительно к тем, что используются для так называемой системы динамического ценообразования на отдельных маршрутах РЖД.
Напомним, что ФАС не устраивает нынешняя ситуация, при которой авиакомпании не делают скидку в последние дни и часы перед вылетом даже в том случае, когда в самолете остается много пустых кресел. В итоге эти кресла так и улетают пустыми, а пассажиры вынуждены отказываться от поездки, либо использовать другие виды транспорта.
Инициатива, которая первоначально была изложена в виде предложения отказаться от используемых глобальных систем бронирования и создания собственной, вызвала массовую критику со стороны авиакомпаний и экспертов. Их основной аргумент сводился к тому, что если обязать перевозчиков снижать цены перед вылетом, то многие пассажиры будут ждать этого момента и откажутся от предварительной покупки билетов, что губительно скажется на экономике авиакомпаний.
На проходящем в Москве форуме "Развитие аэропортов в России и СНГ" ситуацию прояснил заместитель главы ФАС Анатолий Голомолзин. Он заявил, что речь не идет об отказе от каких-либо систем бронирования, а лишь о корректировке алгоритмов формирования тарифов, используемых авиакомпаниями в рамках этих систем.
"Сейчас авиаперевозчики фактически сконцентрировались на ожидании, что в последний момент перед вылетом придет бизнесмен или командированный, который купит билет по высокой цене", - заявил Голомолзин. – "В итоге компании перевозят значительно меньше пассажиров, чем могли бы. В то время как на железнодорожном транспорте на маршрутах с динамическим ценообразованием применяется другой принцип: если рейс продается плохо, то в последние дни цена снижается. В результате на этих маршрутах увеличивается и пассажиропоток, и выручка. На этих маршрутах отмечен рост перевозок на 2,5%, в то время как остальные дальние перевозки падают. При этом средняя доходность с каждого пассажира на этих линиях стала чуть ниже, но в силу большего их числа итог гораздо более выгодный для РЖД".
"Сейчас проводятся консультации с авиакомпаниями – в частности, "Аэрофлотом" и "Трансаэро" - о том, каким образом они могли бы изменить свои системы ценообразования. При этом речь не идет о том, чтобы заставить их снижать тарифы перед вылетом во всех случаях. Разговор о том, чтобы было как на железной дороге –чтобы цена уменьшалась только в том случае, если продажи на рейсе невелики. То есть это будут, как правило, вылеты в непиковое время или в наименее популярные дни. Мы не считаем, что это приведет к тому, что пассажиры специально будут ждать последней минуты, чтобы купить билет, потому что не будет никаких гарантий уменьшения цены на конкретный рейс перед вылетом, и запросто можно будет остаться без билета вообще", - отметил Голомолзин.
При всей спорности этой инициативы ФАС даже в нынешнем измененном виде, не исключено, что она побудит авиакомпании к некоторым положительным сдвигам. В частности, возможно, что перевозчики несколько изменят устоявшуюся в России в последние 2-3 года странную систему выставления одинаковых минимальных цен на всю глубину продаж.