Турагентствам не удалось доказать незаконность взимания с пассажиров топливных сборов, которые достигают 35% стоимости авиабилета. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) отклонила соответствующее обращение ООО "ОнлайнТур", посчитав, что топливные сборы позволяют авиакомпаниям застраховаться от рисков колебания валютных курсов и нефтяных цен.
Федеральная антимонопольная служба отклонила обращение "ОнлайнТур" проверить, правомерно ли авиакомпании взимают транспортные сборы при формировании стоимости перелетов, сообщил "Ъ" источник на туристическом рынке и подтвердили в самом ведомстве. С учетом неустойчивого курса рубля и цен на нефть применение топливных сборов — инструмент хеджирования рисков авиаперевозчиков, что не противоречит антимонопольному законодательству, пояснил начальник управления контроля транспорта и связи ФАС Дмитрий Рутенберг. Представитель "ОнлайнТур" Игорь Блинов сообщил, что турагентство пока не получало уведомления от ФАС.
Руководитель практики разрешения споров ИФК "Горизонт Капитал" Василий Ицков считает решение ФАС законным. "ОнлайнТур" не планирует оспаривать в суде решение ведомства, объясняет господин Блинов. "ФАС и общественность уже и так обратили внимание на завышенные цены на авиационный керосин в России",— отметил он.
Практика топливных надбавок существует в России с 2004 года. По действующему приказу Минтранса стоимость горюче-смазочных материалов может не включаться в пассажирский тариф билета и рассчитываться отдельно. Изначально этот механизм был призван компенсировать авиакомпаниям резко возросшие цены на топливо и керосин. Но, по мнению специалистов "ОнлайнТур", сейчас на фоне снижения стоимости топлива и нефти практика потеряла актуальность. В своем обращении, направленном в ФАС 3 апреля, турагентство также просило службу проверить соответствие цен на авиакеросин в основных аэропортах России (см. "Ъ" от 10 апреля). В турагентстве мотивировали жалобу увеличившимся количеством обращений со стороны туристов.
По данным "ОнлайнТур", размер топливных сборов сейчас варьируется в диапазоне $20-100 с каждого билета. В Ассоциации туроператоров России приводят еще более пессимистичные расчеты: за год доля топливных надбавок выросла в полтора раза — с 23% до 33-35% стоимости билетов. При этом стоимость нефти, по данным Reuters, за год сократилась в 1,7 раза (на 41%), до $63 за баррель.
По словам одного из собеседников "Ъ", топливные сборы сейчас используют не только авиакомпании, но и туроператоры. "Таким образом они пытаются хеджировать свои риски",— объясняет он. Взимание топливных сборов туроператорами при условии, что компании не платят эти деньги перевозчикам,— незаконно, поясняет Василий Ицков из ИФК "Горизонт Капитал". "Сумму, уплаченную за топливо, возможно вернуть через суд, обратившись, например, с иском о неосновательном обогащении",— объясняет он. Другой собеседник "Ъ" на туристическом рынке приводит пример с "Трансаэро". "Перевозчик отказался от топливной надбавки при прямых продажах, но по-прежнему берет ее с туроператоров, из-за этого мы уже получили огромное количество негативных отзывов со стороны клиентов",— объясняет он. Представитель "Трансаэро" вчера не ответил на запрос "Ъ".
Туроператоры практически всегда продают билеты по себестоимости, прибыль компаний достигается за счет наземных услуг, добавляет один из собеседников "Ъ". "Если компания выкупает большое количество мест у перевозчика, речь идет об установлении жесткого тарифа, в этом случае туроператоры, как и авиакомпании, отказываются от топливных надбавок",— объясняет он. Уйти от этой практики также получается при организации чартерных перевозок, уточняет он.
http://kommersant.ru/doc/2740480